(1952-1992)
Наиль Саид-улы Латфуллин родился 9 января 1952 года в Уфе. Ходил в татарский детский сад по улице Мажида Гафури. С трехлетнего возраста с родителями два года находился в Монгольской республике. Отец, Саид-абый, во время своей заграничной командировки участвовал в строительстве железной дороги "Москва - Улан-Батор - Пекин". Вернувшись в Уфу, Наиль поступает в школу N 45 города Уфы и успешно завершает ее в 1969 году. Учился Наиль хорошо. Дар к рисованию просыпается очень рано, поэтому параллельно он учится и в вечерней худоҗественной школе. Внешне Наиль был очень привлекательным и стройным мальчиком. Не случайно представитель Уфимского Дома моделей выбирает для демонстрации детских моделей именно его, и Наиль независимо от его воли начинает зарабатывать деньги самостоятельно, чем весьма удивляет своих родителей, В 1965 году пятиклассник Наиль за хорошую учебу награждается путевкой в пионерлагерь "Артек", и там, участгвуя на конкурсе юных живописцев, выходит победителем и награждается медалью "Артек". После службы в армии Наиль учится в художественном отделении Уфимского училища искусств. 1975-1979 годы: молодой художник, совмещая работу дворника и руководителя кружка юных художников, создает свои первые значительные произведения, принимает участие на многих зональных выставках. С 1980 по 1987 годы - член молодежного объедийения Союза художников СССР. В апреле 1989-го и в июне 1991 года в составе группы художников-модернистов "Сары бия" участвует в групповой выставке в Москве. В 1990 году им образована знаменитая группа татарских художников-модернистов "Чингисхан". " А что такое "Чингисхан"? Как говорили и говорят великорусские "сладкоежки"? "Монгольско-татарское" видение мира? Столпотворенйе новых передвижников? Нет. Прежде всего это эскпрессия и энергия совремеңности. Нет, это прежде всего, по определению Н.Байбурина, путь с Востока на Запад, который лежит через Урал. Прежде всего, это - мощная станция по разному видящих мир сподвижников. Настоящих интернационалистов. Вот имена "чингисханцев - латфуллинцев". Р.Ахмедвалеев, Н.Байбурин, Л.Галеева, А.Шуркин, Д.Ишемгулов, Д.Игнатенко, И.Газизуллин, И.Назаров, В.Ханнанов, Р.Харисов, Р.Гарифуллин, С.Краснов, Ф.Ергалиев, Н.Валитова, М.Кузнецов, Г.Карпов, Р.Гаитов, В.Кузнецова. Выставки этой группы с успехом прошли в Санкт-Петербурге, Москве и в США. Наиль Латфуллин В 1991-1992 годах по приглашению находился в творческой командировке в США.
Осенью 1992 года жизнь Наиля Латфуллина оборвалась. Оборвалась трагически. Сердце не выдержало потока сенсорной энергии. Похоронен в мусульманском кладбище в Уфе. Я узнал об этой трагедии с большим опозданием, поскольку условия общественной связи с Уфой, благодаря стараниям официальных властей Башкурдистана, отдаляют соседнюю республику Татарстан куда далее, чем какая-то Бурундия. Представьте мое состояние, когда я получил это известие. Я любил этого человека любовью брата. Я любил его как гениального бурлака новейшей татарской станковой живописи. Он был наш! Наш татарский Гойя. Наш Марк Шагал. И, если хотите, наш татарский сверхмодернист Пикассо. А его поэзия идет от Тукая, Лермонтова и Метерлинка. Вот таков охват этого редчайшего таланта человека. Три года тому назад, когда я стоял на вахте пОлитической голодовки на центральной площади Уфы в защиту равенства прав народов, населяющих Башкурдистан, он, Наиль Латфуллин, под мокрым снегом и дождем простоял со мной не один час на вахте братства. Я гнал его домой, но он не уходил. Как-то вечером, в темени моей палатки, когда глаз не видит глаза, он шепнул мне на ухо: "Айдар абый, не гоните. Я вскоре и так уйду". "Куда?" - вопрошал я остервенело. "Умру", - сказал он спокойно. Я не стал его успокаивать, ибо это звучало бы кощунственно. Сейчас я осознал: - это было предчувствием великого духодержца.
Прощай, мой друг! Все, что я сейчас написал,это и есть цветы моей памяти к твоему "Мемориалу", который открыл в честь тебя любимый тобой журнал "Аргамак".
Спасибо родителям, родившим и воспитавшим тебя. Спасибо учителям твоим.
Айдар ХАЛИМ
"Аргамак" журналы