|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ЗАРИПОВ ФОАТ ФАХРУТДИНОВИЧ
Родился 4 февраля 1953 г. в с. Чубуклы Заинского района ТАССР. В Альметьевском театре работает с 1970 года.
Заслуженный артист ТАССР (1984).
Народный артист РТ (1994).
Заслуженный артист РБ (1997).
Фоат Зарипов пришел в Альметьевский театр в 17 лет. Сначала он работал помощником режиссера. Главным режиссером тогда был Гали Хусаинов, который постепенно научил Фоата азам профессионализма. В 1976 году его официально перевели в актерский состав. Постепенно Фоат начинает вырастать в мастера сцены, приобретать популярность и любовь зрителя.
Если говорить о его внешних данных, то он явно не классический красавец — средний рост, довольно плотное телосложение, хрипловатый низкого тембра голос, крупные черты лица, но на этом лице — выразительные, добрые, излучающие тепло мягкие глаза. Поэтому Фоат никогда не играл роли традиционных «героев-любовников». Но актер многолик, он замечательный исполнитель серьезных драматических образов, характерных, комедийных персонажей. У него богом данное сценическое обаяние и горячий темперамент.
В первые годы, как и все молодые актеры, Зарипов участвует в массовых, детских постановках, играет эпизодические роли: Ырыскул — «В ночь лунного затмения» М. Карима, Замалетдин — «Банкрот» Г. Камала, Волк — «Волшебная шкатулка» А. Ахмета, Газиз — «Дуэль» М. Байджиева. Но уже тогда среди деревенских парней в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша выделялся его шустрый, активный острослов Сайфулла. А чуть позже неожиданный неравнодушный Абдуллин — «Придира» Т. Миннуллина. Герой актера так горячо выступал против разгильдяйства, так энергично ввязывался во все дела, что все окружающие считали его нудным придирой. Его вполне оправданное стремление сделать все как можно лучше вызывало у людей раздражение.
И вот в тот момент, когда Зарипов стал настоящим профессионалом, создаваемые им персонажи стали жизнеподобны, логически, психологически искренни и достоверны, он ушел из театра. Надо думать, ему надоела нищенская актерская зарплата, потому он подался в нефтяники. Однако вскоре актер загрустил, «не вынесла душа поэта» — деньги деньгами, а духовная суть человека для Зарипова оказалась важнее, нужнее. И в 1990 году он вернулся в театр. Начинается второй этап его творческой жизни, наиболее значимый, когда создавались крупные, серьезные роли. Одной из значительных его работ стал образ Абдуллы — «Любишь — не любишь» Ф. Булякова. Казалось бы, в спектакле с таким названием речь должна идти о любви. Но главному герою было не до любви — он строил колхоз, строил социализм, а жена слова любви может подождать — важнее дела общественные. Зарипов, еще сравнительно молодой актер, не играл возраст старого человека. Ему удалось создать характер человека, духовно несвободного, по существу, прожившего свою жизнь зря. Незадолго до смерти, в момент истины Абдулла понимал, что за кажущейся бравадой лежит рабская покорность обстоятельствам, неумение размышлять самостоятельно. Актер передавал всю гамму сложных чувств своего героя — любовь, печаль, сожаления. От образа Абдуллы веяло щемящим чувством горечи.
Рядом с ним совершенно другие образы — смешного, самодовольного, уверенного в своей учености, донельзя нелепого Галима — «Четыре жениха Диляфруз» Т. Миннуллина, и в его же пьесе «Любовница» Хабира. Последний персонаж не похож ни на Абдуллу, ни на Галима. Это интеллигентный, хорошо одетый мужчина средних лет, обеспеченный горожанин. Он женатый человек, но в течение многих лет связан с другой женщиной, Анисой. Они любят друг друга. Актер передает характер человека спокойного, уравновешенного, уверенного во взаимности чувств. Поэтому у подруги он чувствует себя как дома. Но Аниса неожиданно заявляет, что они должны расстаться, ибо их связь греховна. С этого момента у героя Зарипова начинают проявляться разные грани душевного состояния — недоумение, раздражение, желание убедить любовницу в том, что она неправа, ведь они по-настоящему любят друг друга, стремление понять самому, что такое грех. Актер горячо и неравнодушно, абсолютно искренне, психологически достоверно раскрывает разные стороны сути Хабира, поэтому он интересен зрителю, который, возможно, тоже задумывался над вопросами греховности.
В последующие годы — старый скрипач, осторожный, тихий, незаметно живущий законопослушный немец Миллер — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера; тут же забавный, шустрый, наивно улыбающийся, добрый, лезущий во все дела, берущийся за любое дело, уверенно рассказывающий всякие небылицы и сам в них верящий деревенский старик Ажмагул — «Похищение девушки» М. Карима; благородный, интеллигентный писатель Сулейман — «Неравные» Ф. Амирхана. Его глаза с любовью, пытливо смотрят на юную Рокию. Но будучи намного старше ее, он понимает, что ему нельзя ломать судьбу молодой девушки; 65-летний Ирек — «Здравствуйте» Т. Миннуллина — абсолютно жизнеподобный, обаятельный, улыбчивый, как все старики, увидев молодую женщину, начинает за ней ухаживать. Актер выказывает свою влюбленность так чисто, даже несколько наивно, что вызывает у зрителя доброе умиление и чуточку ироничное к себе отношение.
Среди перечисленных, талантливо созданных работ особое место принадлежит Шайхулле — «Случайная остановка» Д. Салихова. У некоторых актеров есть особая способность — заполнять собой всю сцену. Таким талантом обладает и Ф. Зарипов. Так и в данном спектакле. Неспешно появляется на сцене — вокзальном зале ожидания — старый человек, бывший фронтовик, с чемоданом, гармонью. Старый солдат с добрым, улыбчивым лицом, глазами, излучающими мягкосердечность, с присущей ему душевностью сразу вызывает к себе доброжелательное отношение. Но Шайхулла-Зарипов еще и наивен, верит в порядочность, искренность людей, чем и воспользовались вокзальные жулики. Даже после того, как у него украли все — деньги, документы, гармонь — он, конечно, расстроен. Но не теряет своей приветливости, даже превратившись в бомжа. Актер фактически без слов доказывает зрителю о всей своей долгой, бесхитростной жизни светлого, чистого человека. Кажется, актер не прикладывает ни малейших усилий для создания образа. Он даже не играет, а просто живет жизнью своего Шайхуллы. А такое явление — свидетельство высокого мастерства. За роль Шайхуллы Зарипов получил приз «За лучшую мужскую роль» на фестивале Закамского региона в 2003 году.
В декабре 2010 года актер создал драматический образ Баязита в одноименной драме Д. Салихова. Баязит странным образом перекликается с Абдуллой, сыгранным в 1995 году. Хотя профессии у них разные — один писатель, другой колхозник. Актер четко раскрывает общность характеров — их внутреннее духовное рабство. Баязит — неплохой писатель, но в советское время в своих романах он осуждал тех, кого осуждала партия, надо было воспевать кукурузу — он воспевал кукурузу и т. д. И вот сегодня, после перестройки, на склоне лет (ему 80) его мучает совесть. Баязит мечется, кружится вокруг стола, пытается писать. Но ему мешают призраки прошлых лет. Он хриплым голосом, отчаянно пытается обелить себя. Но поздно. Его охватывает ужас. Баязит понимает безысходность своего положения, понимает, как бездарно растратил свой талант. Ему остается только умереть без прощения.
На сегодня Фоат Зарипов — один из самых репертуарных артистов. Он трудоголик, с громадным энтузиазмом работает над каждой новой ролью, полностью отдавая все свои способности, душевность, искренность любимому делу.
И. Илялова
|
|