• 27.10 "Мио, минем Мио", 6+, Кариев театры, 18:00
  • 28.10 "Ләйлә вә Мәҗнүн" , 12+, Кариев театры, 18:30
  • 29.10 Микулай, 12+, Кариев театры, 18:30
  • 30.10 Премьера!"Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00 һәм 13:00
  • 30.10 "Яратып туялмадым", 16+, Кариев театры, 18:00
  • 31.10 Премьера "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00
  • 31.10 "Шәй-бу, Шай-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 01.11 Юрий Шатунов. КСК "Уникс". 19:00
  • 02.11 "Хикмәт әкиятләре", 6+, Кариев театыр, 18:00
  • 03.11-07.11 Ришат Төхвәтуллин. Сула. КСК "Уникс"
  • 04.11 "Корт", 12+,Кариев театры, 18:00
  • 05.11 Премьера! "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 13:00
  • 05.11 "Мәхәббәт күгәрченнәре", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 06.11 "Кәҗүл читек", 6+, Кариев театры, 13:00
  • 06.11 "Шәй-бу, Шәй-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 07.11 "Сәлам, Актәпи",3+, Кариев театры, 13:00
  • 07.11 "Ак чәчәкләр кебек...", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 10.11 Валерий Меладзе. Татнефть Арена. 19:00
  • 10.11 "Озын-озак балачак", 12+, Кариев театры, 18:30
  • 20.11-24.11 Гүзәл Уразова һәм Илдар Хәкимов. КСК "Уникс"
Бүген кемнәр туган
  • 25 Октябрь
  • Нурихан Фәттах (1928-2004) - язучы
  • Афзал Таһиров (1890-1937) - язучы
  • Мамадыш районында иртә буаз тана сатыла, бәясе килешү буенча, тел.89172470972
  • Бер булмэле квартир,гостинка,студия снимать итэм,укып эшли торган татар кызы,ДРКБга якын булса бик яхшы булыр иде или якын-бирэ районрдан советский,и тд.2булмэле квартирга бер кыз янына подселениега да керергэ риза.тел:8962-575-68-53.
  • Корбанга, гакыйкә, нәзергә сарыклар бар. Казанга, Биектауга, Питрәчкә китереп бирәбез. Барлык бәясе 8000 мең. 89179113219
  • УБОРЩИК ТЕРРИТОРИЯ (ДВОРНИК) ИР КЕШЕ ЭЗЛИБЕЗ ЭШ УРЫНЫ УЛ.ЧУЙКОВА УРНАШКАН, 67 ЯШЬТЭН ОЛЫ БУЛМАСЫН! 5/2 7:00,16:00 БЕР СЭГАТЬ ОБЕД ЗАРПЛАТА 15-17 МЕН ТЕЛ 89957664503
  • Открыта вакансия на должность бухгалтера , экономиста в бюджетное учреждение в с.Актаныш тел 88555232062, 88555232034
  • Ноябрь бэйрэмендэ суелачак яшь ярымлык угез итенен ике ал боты сатыла.кг 330 сумнан тел 89027113070
  • Телэче районы Шэтке авылында йорт сатыла.Газ, су кергэн. 89534073195
  • Торле породалы тавыкларны бик арзан бэягэ сатабыз. Кученеп киту сэбэпле 89274897219
  • В Казани семейная пара снимем однокомнатную квартиру, без детей и животных, РИЭЛТОРАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ!!! 89046705587(18+КУ)
  • Детскому саду №100 Советскому району требуются воспитатели,ст.медсестра адрес ул.Кирпичная 2а телефон 295-54-15
 
 

 
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ЩЕГЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Родилась 23 марта 1968 г. в г. Куйбышеве. В 1986 г. закончила Пермское хореографическое училище (педагог Л. П. Сахарова), в 2009 г. — Казанскую государственную консерваторию по специальности «педагог-балетмейстер». В 1968—2009 гг. — солистка балета Татарского академического государственного театра оперы и балеты им. М. Джалиля, с 2009 г. — педагог по классическому танцу и мастерству актера Казанского хореографического училища.

Лауреат Всероссийского конкурса артистов балета «Арабеск» (III премия, г. Пермь, 1990 г.).

Заслуженная артистка ТАССР (1990).

Народная артистка РТ (1995).

Заслуженная артистка РФ (2003).

В 1986 году Татарский театр оперы и балета готовился к ответственным гастролям в Москве, где одним из спектаклей к показу столичным зрителям был балет «Лебединое озеро» и где Лена сразу же стала репетировать одну из составляющих сольного хореографического выхода в па-де-труа. Первое артистическое, притом сольное, можно сказать, крещение, и где — в Москве. Лена и в адажио, и в вариации, и в коде станцевала без технических помарок, легко, изящно — соло закрепилось за ней. Сразу же по возвращении из Москвы приступили к работе над ролью из «Щелкунчика». Репетиции, что проводила Ирина Хакимова, были насыщенными, объемными по времени и в то же время велись с беспримерной быстротой. Лена с жадностью окунулась в репетиционную работу.

В решении хореографического образа Маши Лена Щеглова пошла за музыкой, которая и помогла юной балерине высветить особенности роли. Реалистичность первой картины с ее играми-танцами, непосредственностью детского мироощущения героини не контрастировали у Маши-Щегловой с последующими сказочными сценами. Сказка воспринималась как внутренний мир Маши, как зреющая и постепенно крепнущая душа героини с ее мечтами и надеждами. А в финальном адажио это предчувствие счастья звучало пластическим гимном.

После Маши у Щегловой подряд пошли спектакли, где она исполняла центральные роли,— целая галерея разнообразных женских образов: Сильфида из одноименного балета, Сююмбике из «Шурале», принцесса Аврора, принцесса Флорина и фея Сирени из «Спящей красавицы», Анюта.

В Лене Щегловой тех лет были прелесть юности, непосредственность и очарование весеннего цветения, но не было еще состоявшейся актрисы, Щеглова-актриса появилась позже.

В 1991 году на премьере балета «Синяя борода» на музыку Ж. Оффенбаха (спектакль проходил на сцене Татарского театра оперы и балета), который был поставлен на наш балет и московский хореографический коллектив под руководством С. Власова, где роль принцессы танцевала Лена Щеглова, произошел несчастный случай. За минуту до окончания представления Щеглова, поскользнувшись на сцене, упала, и за кулисы ее унесли коллеги на руках. Зритель ничего тогда не понял, а врачи констатировали: перелом берцовой кости. Балерине было 23 года и по логике вещей ее профессиональная карьера должна была закончиться, но случилось обратное.

Услышав о несчастье Лены, в Казань из Германии вылетел поклонник таланта балерины, фотохудожник Томас Аммерполь и забрал Щеглову в Брауншвейг для лечения. Десять месяцев Томас и его супруга ухаживали за Леной. И дело пошло на поправку: Лена подучила немецкий язык, понемногу стала заниматься тренажем в Брауншвейгском балете, а когда в апреле 1992 года вернулась в Казань, все удивились — балерина даже не прихрамывала. Мало того, в мае она замечательно станцевала вариации Черрито в миниатюре, поставленной Антоном Долиным, под названием «па-де-катр». А летом Лена танцевала в Брауншвейге Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» для тех людей, которые ее лечили и были рядом. Это была не просто победа, а неимоверный рывок в искусстве танца, причем по всем параметрам.

Это была первая волна творческого откровения балерины, вторая связана с рождением сына Азима, который появился на свет в сентябре 1995 года. Так именно случилось, что после травмы и рождения сына стали исчезать комплексы, Щеглова стала раскрываться, раскрепощаться на сцене, становилась как бы сама собой. Одновременно открывался и огромный кладезь ее души коллегам и зрителям, кладезь, который раньше был словно под замком. Поэтому кажется естественным желание говорить о зрелых, о сегодняшних спектаклях и хореографических партиях балерины Елены Щегловой.

Большую помощь Щегловой оказывали и оказывают педагоги Ирина Хакимова, Валентина Прокопова, Рафаэль Саморуков. У каждого из них свои методы работы, принципы, подходы и каждый внес свою толику в формирование творческой личности балерины. Так же и сценические партнеры, особенно Игорь Жуков и Бахытжан Смагулов, помогали Лене в создании тех или иных сценических образов. Но именно «помогали», потому что в конечном итоге создать собственное «я» могут лишь собственный труд и собственный дух.

Одна из первых ролей Елены Щегловой в Татарском театре оперы и балета — Сююмбике из балета «Шурале» Фарида Яруллина, однако мы расскажем о Сююмбике конца 1990-х — начала 2000 года, когда мастерство танцовщицы достигло значительных высот и балеринской зрелости.

Героиня Щегловой на протяжении всего балета — птица. И даже в финале, в руках Былтыра, она — символ воли и свободы, а остается с людьми лишь в ответ на жертвенную любовь деревенского джигита, что вряд ли принесет счастье девушке-птице, потому что в конкретном случае счастье для Сююмбике-Щегловой — это ее крылья и ее свобода. И танец словно подтверждает это: он летящий, парящий, будто сотканный из прозрачного эфира.

А в первом выходе Одетты в «Лебедином озере» Лена Щеглова появляется хрупким, прозрачным, чистейшим хрусталиком, но не холодным, а живым и трепетным, как детское сердце. А потом адажио с Зигфридом — редкий хореографический шедевр, когда в пластическом бельканто рождается ощущение, что руки и ноги исполнителей в бесконечно продолжающихся линиях соединяются где-то там, в космосе, с непостижимым божественным началом. И маленькая вариация в этой картине у Щегловой — это танцующий лучик света, утонувший в светописи собственных движений.

Ее Одиллия — другая, не как у многих. Не коварная обольстительница, а блистательная молодая колдунья, в чью задачу входит не совратить, а хоть на миг ослепить принца. При этом ее вариация проходит неспешно, не темпом собирается Одиллия добиться своего, а формой или, вернее сказать, формами танцевальных движений. И лишь в конце, в прекрасно исполненном фуэте слилось все — темп и технический блеск. По эмоциональной насыщенности, танцевальному тексту и лексике эта сцена — настоящее хореографическое фермато.

Продолжая повествование, невозможно пройти мимо партии Сильфиды в исполнении Елены Щегловой.

Сильфида Щегловой — изящно-нежное существо с такими же манерами танца. Танцует балерина легко, без напряжения, с явным удовольствием, словно танец — естественная среда обитания и основной язык общения Лены в обыденной жизни. После прыжка она мягко и неслышно приземляется, а потом наверх взмывает плавно, нарушая полетом законы земного притяжения. Такой стиль танца раньше назывался тальониевским — неслышным. При этом балерина демонстрирует очень крепкий пуантовый танец и мягкость рук необыкновенную.

И, конечно, нельзя умолчать об одной из самых любимых ролей Лены Щегловой — Жизели, особенно в первом действии, когда героиня находится на сцене долгое время, а вариаций — всего одна, и каждую секунду сценического времени надо наполнять содержанием. Все, что здесь играет и танцует Лена, она проводит через детскую искренность, непосредственность и естественность. Даже начало вариации у нее, как ангельское пение или наилегчайший ветерок. И так почти до самой сцены сумасшествия, где Лена так же естественна. Но здесь героиня Щегловой не мечется по сцене, как это иной раз можно видеть, с открытым ртом и искореженным лицом, стараясь натуралистичней передать суть эпизода. В ней нет устрашающей внешности, да она балерине и ни к чему — ведь это театр. Правда, в какие-то моменты вдруг замечаешь, что Жизели-Щегловой где-то там, в глубинах души, очень больно.…

А Никия? Разве не родственны их судьбы и души? Земная любовь, земное счастье, предательство любимого и обретение внематериального мира иной сущности. Не в этом ли угадывается взросление и становление души?

Никия в исполнении Щегловой не покорная рабыня, а в зависимости от ситуации — снисходительная, трогательная, любящая, жалеющая, гордая или властная, но всегда госпожа. И это особенно видно в посадке головы, что говорит о характере не дерзком, но независимом. Более всего роднит Никию с Жизелью третий акт «Баядерки». Здесь так же ненавязчиво проходят темы вины, прощения, высоких чувств, и лишь к финалу в партию Никии все более ощутимо и настойчиво проникает героическое начало (в музыке и пластике), что, с одной стороны, как бы утверждает торжество истинной любви, а с другой — звучит ей животворящим гимном. Здесь у Никии много самого разного хореографического материала: и сложнейший дуэтный танец, и прыжки, и вращения в партере и в воздухе, и особенности пуантовой техники.

Действительно, это технически сложнейший акт, но Елена Щеглова танцует на протяжении всего действия по технике танца ровно и гладко, на высочайшем профессиональном уровне, вырисовывая каждое отдельно взятое движение, несмотря на спокойный темп музыки в начале акта и сумасшедший в финале.

Теперь нам будет нетрудно перекинуть мостик от романтического танца к академическому — балету Петра Чайковского «Спящая красавица». В этом торжественно-церемониальном балете Елена Щеглова танцует несколько партий: очаровательную и женственную принцессу Флорину; столь же женственную, но торжественную и властную фею Сирени, где по чистоте исполнения движений академического танца танец Щегловой можно определить как родниковый, и, конечно, главную роль — принцессу Аврору.

Смотреть на Щеглову-Аврору приятно для глаз и души, она здесь разная, как и Чайковский. В первом действии Лена в образе юной принцессы врывается в нашу жизнь — стремительно и бурно. И музыка вместе с пластикой поют здесь гимн любви и всему цветущему обновлению природы. Одновременно это гимн и академическому танцу, и балетмейстеру Петипа. А когда есть такая замечательная исполнительница роли Авроры, как наша Лена Щеглова, то на сцене сказочно воплощается трехголосый пластический вокализ: Чайковский — Петипа — Балерина.

Во втором действии балета Чайковский задумчив и созерцателен, особенно в адажио, Щеглова здесь через музыку передает высокую поэзию движений, совершенство музыкального па. В третьем — повтор всего вышесказанного о балете, но на более высоком, более совершенном и поэтическом уровне.

Елена Щеглова относится к балеринам лирико-драматического амплуа, которые прекрасно исполняют и романтические партии. Однако она замечательно выступает и в комедийных ролях, и в трагедии, и в гротеске, причем настолько естественно, что совсем не заметно, что она хоть как-то напрягается, то есть работает. Так, в балете «Дон-Кихот», где Щеглова танцует роль Китри, балерина обворожительна в сверкающем и пенящемся, словно шампанское, танце. Здесь хочется говорить, нет — кричать эпитетами: «Великолепно! Восхитительно! Потрясающе!» Танец Щегловой в этой партии легкий и бесшабашный, с лихим кокетством и заигрыванием с персонажами на сцене и зрителем в зале.

Или вот Кармен в «Кармен-сюите» Бизе — Щедрина. Кармен-Щеглова увлекает Хозе любовью, соблазняет его, но одновременно увлекается юношей сама и не становится в этой ситуации сторонним наблюдателем. Она любит и мучается от этого, так как в силу своего свободолюбивого характера не может подчиниться Хозе. Образ Кармен-Щегловой искренен, в нем нет «себе на уме», а это немножко по-другому, чем у многих других. Не случайно Майя Плисецкая, просмотрев Щеглову-Кармен на видеокассете, присланной ей театром, заметила: «В этой девочке я вижу не только себя, и это любопытно. Потому что вольно или невольно многие делают образ, как я, а это, как правило, хорошие или плохие копии».

А Вакханка из «Вальпургиевой ночи» Шарля Гуно? Ведь роль небольшая, а как мастерски, с какой любовью и блеском исполнена! Лена Щеглова здесь и страсть, и игра — то, что называется кокетством и что сводит мужчин с ума. Она с таким упоением исполняет эту роль, что самого танца как бы и не видно, он весь без остатка растворяется в образе Вакханки. И лишь в финале, когда идут сложные вращения, вдруг ловишь себя на мысли, что смотришь хореографическое представление.

В апреле 2009 года в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля состоялся бенефис балерины Елены Щегловой. Это был творческий отчет и одновременно (прежде всего) прощание с исполнительством и одновременно прощание балерины большого таланта с публикой. Лена танцевала сама, танцевали гости, звучали стихи, было много цветов и трогательных слов. Автор этой статьи также подготовил тогда стихотворение и то, что раньше говорил ей в прозе, прозвучало в поэтическом оформлении:

Расцветают в поле
Пышные цветы,
В каждом стебелечке
Чудишься мне ты.
Вот твоя Одетта,
Вот твоя Жизель,
Песенкой движений
Прозвучал апрель.
В этом дивном поле
Лишь твои цветы,
Каждый стебелечек —
Это только ты.

Это стихотворение — слова признания балетного критика творчеству балерины, творчеству высокого полета, творчеству балерины, каких мало.

Елена Николаевна Щеглова совсем немного преподает в Казанском хореографическом училище, у нее пока нет знаменитых учениц, но я уверен — будут.


В. Горшков
 

▲ Өскә

Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татарстан Диния нәзарәте
ЕлМай
Татар телен саклау һәм үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»
Piter.tatar