|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ХАМИТОВА ЛЮЦИЯ МИННАХМЕТОВНА
Родилась 12 июля 1967 г. в Казани. В 1987 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и была принята в труппу Академического театра им. Г. Камала.
Заслуженная артистка РТ (2001).
Народная артиста РТ (2007).
Маленькая девочка, выросшая в нетеатральной семье, с первого же класса бегала в танцевальный кружок. Вот, наверное, откуда у профессиональной актрисы особая пластичность и умение танцевать. С седьмого класса она уже думала об актерской профессии. Поэтому поступила в театральное училище. После окончания училища она попала на сцену знаменитого камаловского театра.
Когда Люция Хамитова пришла в театр, то ее сразу ввели на роли принцессы Гаухар («Алмазбулат» Ю. Сафиуллина), Зухры («Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша), в уже идущих спектаклях. Актрисе пришлось тогда преодолеть значительные трудности. Даже опытному актеру тяжело вводиться в готовую постановку. Кроме того, молодой актрисе надо было поверить в искренность романтических чувств Зухры — героини известной восточной легенды. Однако в этих первых ролях появились черты, определяющие ее творческую индивидуальность — исполнительницы образов глубоко драматического плана, умеющей выявлять тонкие психологические нюансы характера. Два образа, созданные актрисой в 1988 году, оказались знакомыми по ее дипломным работам. Это трагическая Зубаржат — «В ночь лунного затмения» М. Карима и неожиданная веселая хохотушка Рамзия в водевиле «Когда улыбнется счастье» Х. Вахита. Конечно, они отличались от студенческих работ в лучшую сторону.
Молодые актеры камаловского театра всегда пробуются в самых разных ролях, чтобы стали видны их возможности, творческий диапазон. Как ни странно, первый успех ожидал Люцию в 1989 году в роли собачки Чарли в популярной детской пьесе Т. Миннуллина «Деревенский пес Акбай». Чарли оказался совершенно очаровательным, звонкоголосым светлосерым пуделем, весь в кудельках и бантиках. Актриса нашла особую изломанную пластику, особые характерные черты, манерную форму речи аристократически изнеженного существа, привыкшего к комфорту и неге. Хамитова, как показал спектакль, определенно обрела необходимую внутреннюю свободу, развила в себе импровизационное начало.
С этого момента актрису начали назначать на роли молодых героинь. Каждый год она создает новые образы, отличающиеся друг от друга. Смешливая, несколько наивная, простодушная деревенская девушка Хабиба в знаменитых «Казанских парнях» М. Гилязова (1990) и вслед за ней дерзкая, резкая Вера — «Ильгизар + Вера» Т. Миннуллина.
Однако полностью дарование молодой актрисы, работающей всего четыре года, раскрылось в знаменитой классической роли Джульетты — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Хамитова показывала свою героиню в развитии. Ее Джульетта, в отличие от традиционного решения как шаловливой, резвой девочки, появлялась на сцене в первый раз тихой, как бы что-то ожидающей. Затем на балу она становилась оживленной, радостно смеющейся. Вскоре неожиданно резко менялся ее внутренний ритм, казалось даже сердце остановилось на секунду: она увидела Ромео. В громадных, широко раскрытых глазах — неописуемое, безмолвное счастье. В последующих сценах — буря чувств: то тихая радость, то бурные переживания, то недоумение — «что мне в имени твоем». Режиссер Ф. Бикчантаев построил неожиданный мизансценический рисунок. Ромео и Джульетта в момент объяснения сидят далеко друг от друга. Их любовь столь трепетна, целомудренна, столь сильна, что они боятся прикоснуться друг к другу. В трагическом финале ни крика, ни слез, ни стенаний. Увидев мертвого Ромео, она каменела и, как подстреленная птица, взмахнув руками падала и умирала. Наивная непосредственность, живость естественного существования на сцене, психологическая точность сочетались со стремлением к всесторонней характеристике своей героини. Потому Джульетта — одно из этапных созданий Хамитовой в начале актерского пути.
В дальнейшем в репертуаре актрисы были роли, продолжающие линию по созданию драматических, психологически тонко, точно разработанных образов. Это нежная, преданная Кюнака — «Идегей» Ю. Сафиуллина; удивительная умница, своеобразный философ, борец Карагач — «Рыжий наемщик и его черноволосая красавица» Н. Исанбета; молодая, коварная волчица Чобра — «Черная бурка» Г. Хугаева, торжествующая свою победу во время изумительного исполнения сладострастного танго; конечно, сильная духом, одновременно мягкая, талантливая первая татарская актриса Гульжамал в одноименной драме Н. Исанбета. Особое место в жизни актрисы, как и всего театра, занимает работа в труднейшем произведении А. Чехова «Три сестры», где она играла Машу. Она в исполнении Хамитовой была сдержанна, несколько отстранена от окружающей ее жизни. Иногда она надолго замолкала, уйдя в свой затерянный мир, или начинала бормотать непонятно откуда пришедшие в голову, навязчиво повторяемые «У лукоморья дуб зеленый». За «нездешностью» существования Маши прочитывался второй план жизни женщины, неудовлетворенной своим существованием, лишенной настоящей любви, человека, не нашедшего своего места в мире людей. Впоследствии Хамитова выразительно сыграет свободолюбивую Елену, к сожалению, в быстро снятом с афиши спектакле «Мещане» М. Горького.
Актриса, работающая в театре без малого четверть века, постоянно ищет и находит в своем творчестве новые неожиданные краски и возможности. Она обнаружила в себе возможность играть характерные роли. Рядом с вышеназванными молодыми героинями классических пьес оказалась издерганная, довольно бесстыдная, крикливая, похожая на бомжа Зойка — «Реестр любви» Ф. Булякова. Но за внешне измученной сутью Зойки в ее душе пряталось ее внутреннее несогласие со своим нынешним существованием. В те же годы родилась надменная, изворотливая испанская аристократка с особой изломанной пластикой Фелисьяна — «Учитель танцев» Лопе де Вега и томная, изысканная лесная «аристократка», очаровательная, замечательно танцующая Шуралия — «Душечка» Т. Миннуллина. Она вместе с другими шурале была носительницей духовного начала жизни, ее поэтичности, чистоты, искренних взаимоотношений. Рядом с ними жизнерадостная, но придурковатая Биби — «Первое представление» Г. Камала. Все названные образы — свидетельство широты творческого диапазона актрисы, ее умения талантливо перевоплощаться.
Хамитова работает много, она востребована благодаря своей яркой индивидуальности, что включает в себя — органику, интенсивность чувств, наивную непосредственность, лирическую определенность, характерную насыщенность с психологической точностью сценических жизнеподобных характеристик, глубину человеческих переживаний, замечательную пластичность, танцевальность.
Она играла и играет в драмах и комедиях Н. Исанбета, Г. Исхаки, К. Тинчурина, Ш. Хусаинова, З. Хакима, М. Карима, Т. Гиззата, в мировой, переводной драматургии, что говорит о ее трудолюбии, творческой активности.
И. Илялова
|
|