|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ФАРСИНА ЛЮЦИЯ АБДУЛЛОВНА
(30 сентября 1930 г., г. Казань — 4 марта 2005 г., г. Казань)
В 1951 г. окончила Казанское театральное училище и была направлена в труппу Республиканского передвижного театра (ныне театр им. К. Тинчурина). В 1958—1961 гг. работает в театре им. Г. Камала, в 1961—1968 гг.— в Передвижном театре, в 1968—1971 гг. — в театре им. Г. Камала, с 1971 г. вновь в Передвижном театре.
Заслуженная артистка ТАССР.
Народная артистка ТАССР (1980).
В молодости Л. Фарсина играет лирических, одухотворенных девушек: Разия — «Млечный путь» А. Гилязова, Рахиля — «Первая любовь» Х. Вахита, Зифа — «На берегу реки Урал» М. Файзи, Зухра — «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша. Ее героини, обладавшие душевной теплотой, цельностью характера, приобрели любовь зрителя. Фарсина любила играть поэтических героинь в музыкальных драмах.
Она с одинаковой интенсивностью чувств, с четкой определенностью, психологической выразительностью играла не только в татарских пьесах, но и в пьесах по переводным произведениям: Паря — «Увядшие цветы» азербайджанца Дж. Джабарлы, Зульфия — «Страна Айгуль» башкира М. Карима, Ляля — «Мой бедный Марат» русского А. Арбузова, Смеральдина — «Слуга двух господ» итальянца К. Гольдони, Санобар — «Сердечные тайны» узбека Б. Рахманова.
Позднее актриса переходит на роли возрастных героинь, даже старушек. Наиболее яркими оказались Кручинина — «Без вины виноватые» А. Островского и Зульхия — «Вслед за дикими гусями» И. Юзеева.
Судьба провинциальной актрисы Кручининой была близка Фарсиной неустроенностью своей жизни, что, кстати, соответствовало бытовому существованию артистов передвижной труппы, беззаветной любовью к сцене. Перед зрителем представала трепетная, благородная женщина, мать, потерявшая и нашедшая сына, настоящая актриса. За внешней сдержанностью чувствовалась внутренняя драма много повидавшего человека.
Рядом с интеллигентной Кручининой стояла деревенская старушка Зульхия. Исполнение таких не похожих друг на друга ролей говорило о владении актрисой мастерством перевоплощения. Столько было у этой старой женщины горечи в глазах, одновременно терпимости! В игре актрисы прочитывалась биография человека, прожившего тяжелую жизнь. Но тяготы судьбы не ожесточили Зульхию, только сделали ее очень незаметной, неслышной.
Судя по воспоминаниям Фарсиной, она не считала себя счастливой женщиной. (ж. «Сэхнэ», № 5, 2003). Она писала, что ее неугомонная душа всю жизнь горела, трепыхалось ее сердце, она все чего-то искала и не знала, что такое душевное спокойствие, завидовала счастливым женщинам. Все в жизни ей давалось с большим трудом. Она сетовала на тяготы передвижного существования, на то, что зимой в промерзших от мороза, нетопленных клубах приходилось играть в летних платьях.
К юбилею Люции Фарсиной ее коллега по театру Гата Нуруллин посвятил ей стихи:
Гомер уза аккан сулар кебек,
Таң ата да кич була.
Сәхнәдәшем Люциягә
Бүген 70 яшь тула.
Зөһрә йолдыздай балкыдың
Сәхнәбезнең күгендә
Онытылмаслык Хәтирә —
Калдың безнең күңелдә.
(Проходят годы, как текущие воды,
Проходит заря и наступает вечер.
Сегодня Люцие 70.
Ты блистала на сцене, как звезда,
Осталась в душах ты
Как немеркнущая память.)
И. Илялова
|
|