поиск новостей
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 27 Апрель
  • Хәлим Җәләй - актер
  • Зөһрә Сәхәбиева - җырчы
  • Рөстәм Исхакый - журналист
  • Марат Закир - язучы
  • Динара Сафина - теннисчы
  • Олылар очен "Сени" исемле подгузниклар сатыла. Размер М. Пачкада 30 штук. 1 пачка - 1200 сум. Казан. Тел. 89274484465 (ВАТСАПКА ЯЗЫГЫЗ) Продаются подгузники для взрослых. Сени. Размер М. 1 пачка - 1200 руб. (Пишите на Ватсап 89274484465)
  • Чупрэле районы, Иске Кэкерле авылында йорт сатыла, 1 800 000 РУБ 79276735505
  • Ремонтирую стиральные и посудомоечные машины, качественно и с гарантией,недорого. 8939 3369 585 Рамиль (Казань,Чистополь)
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ДЖУРАЕВА НУРДИЯ ГАРИФОВНА

Родилась 2 июня 1937 г. в Казани, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончила Казанскую государственную консерваторию (1964). Главный хормейстер Татарского театра оперы и балета (1981—1982, 1985—2005), хормейстер с 2006 г.

Заслуженный деятель искусств ТАССР (1986), РСФСР (2003).Народная артистка Республики Татарстан (1995).

...Идет опера «Борис Годунов». В напряженной тишине зала слышно, как мощно, ярко звучит хор. То скорбные, то гневные, то жалобные мужские и женские голоса, сплетаясь, расходясь и сливаясь, живописуют картину многострадальной жизни народа...

Проблема оперных хоров в провинциальных театрах всегда стояла остро: работа тяжелая, оклады мизерные, и поэтому молодежь из музыкального училища старалась не попадать по распределению в хор театра. Кризис углублялся. Ситуация стала меняться к лучшему, когда в театр оперы и балета им. М. Джалиля в начале 1981 года назначили нового главного хормейстера. И.о. доцента кафедры хорового дирижирования, декан исполнительских факультетов Казанской консерватории Н. Г. Джураева согласилась возглавить хоровой коллектив театра. Выбор, сделанный руководством Министерства культуры республики, и решение, принятое Нурдией Гарифовной, не были случайными. Эта невысокая энергичная женщина сразу органично вписалась в коллектив театра. В этой мгновенной адаптации усматривается известная закономерность: за плечами Нурдии Гарифовны огромный опыт практической работы в разнообразных коллективах Казани (от самодеятельных до профессиональных), опыт успешной педагогической работы в музыкальном училище (с 1963 года) и консерватории (с 1972 года), и, конечно же, прекрасная школа известного мэтра искусства хорового дирижирования, профессора С.А.Казачкова, в классе которого молодой хормейстер проходит курс ассистентуры-стажировки.

Хор Татарского театра оперы и балета, который именовали не иначе, как «хором пенсионеров», стал преображаться. Натура деятельная, волевая, Нурдия Гарифовна направляет усилия на пополнение коллектива молодежью и на профессиональный рост артистов хора. К реорганизации хора Н. Джураева подошла мудро. Расставаться с пенсионерами не спешила, ведь репертуар, накопленный хором за годы бессменной работы, продолжал идти в театре, да и сценический опыт «стариков» был необходим для обучения молодого поколения. Перемен хотелось добиться как можно скорее. Решение было найдено: надо ломать рутину. Хор должен звучать не только со сцены театра. Когда он выйдет за привычные стены, то обретет более широкую аудиторию. Хоровой репертуар, созданный композиторами, огромен и разнообразен: это и концерты духовной музыки, и сочинения современных композиторов. Началась подготовка самостоятельных концертных программ и выступлений на сценах Большого зала консерватории, Дома актера, на пленумах Союза композиторов. Признание к хору пришло через огромный творческий труд его главного хормейстера и самих артистов, поверивших в свои силы и свое назначение.

Первый период работы Н. Джураевой в качестве главного хормейстера был недолгим. В 1982—1985 гг. она работает заместителем министра культуры ТАССР. В ноябре 1985 года возвращается в театр, вновь в качестве главного хормейстера. На сей раз предстояла «марафонская дистанция» длиною в двадцать лет. В составе постановочных групп главный хормейстер участвует в выпуске такого количества спектаклей, что одно перечисление займет немало места. Но этапные постановки, которые были осуществлены впервые, упомянуть необходимо.

Это «Отелло» Верди, «Дон Паскуале» Доницетти, национальная рок-опера «Крик кукушки» Калимуллина, оперетты «Цыган-премьер» и «Сильва» Кальмана, кантата «Весна» Рахманинова, «Мессия» Генделя, «Реквием» Верди, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Фальстаф» и «Набукко» Верди, а также оперы «Сююмбике» Мулюкова (концертное исполнение) и «Любовь поэта» Ахияровой на татарском языке.

Хоровой коллектив под руководством Н. Г. Джураевой реформировался и приобрел статус одного из лучших оперных хоров России. Хор стабильно уже несколько лет занимался концертной деятельностью, пропагандируя лучшие достижения классической и национальной музыки. Так, с триумфом был проведен творческий отчет в Москве, отчетные концерты в 2-х отделениях с исполнением «Весны» Рахманинова, «Кантаты о Родине» Арутюняна, «Патетической оратории» Свиридова, блестящее концертное исполнение в Уфе оперы Н. Жиганова «Джалиль», оратории Генделя «Мессия» в Казани и в США (Сиэтл-Окленд, 1992 г.). Концерты духовной музыки, оперные хоры исполняются ежегодно на хоровых фестивалях. Музыкальная критика постоянно отмечает интонационную чистоту звучания, ансамблевую слаженность и выразительность пения.

«Хор по красоте и силе звучания — какой редко услышишь», «Русские хористы произвели большое впечатление благодаря прекрасному вокалу и высокой слаженности»,— так писали голландские газеты во время гастролей оперной труппы.

Н. Джураева успешно сочетает исполнительскую деятельность с педагогической работой. За многолетнюю педагогическую деятельность в должности доцента кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории она проделала огромную работу в деле воспитания музыкальных кадров. Ее ученики — высококвалифицированные специалисты, которые успешно работают на ответственных участках педагогики и исполнительства.

Велика роль Н. Г. Джураевой в общественной жизни республики. В течение ряда лет, с 1987 г., являясь председателем музыкального общества и фонда культуры Республики Татарстан, членом Президиума музыкального общества РФ, членом координационного совета Союза музыкальных деятелей РФ, она также внесла весомый вклад в дело развития музыкального искусства РТ.

Бескорыстная любовь и преданность театру, умение отдавать себя без остатка любимой профессии, высокая требовательность к качеству спектаклей являются определяющими в творческой личности Н. Джураевой.


 Р. Такташ
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»