поиск новостей
  • 08.05 "Өч аршын җир" Тинчурин театры, 18:30
  • 09.05-19.05 Илсөя Бәдретдинова. Уникс. 19:00
  • 10.05 "Хыялый" Тинчурин театры, 17:00
  • 12.05 "Эх, алмагачлары" Тинчурин театры, 17:00
  • 13.05 "Акча бездә бер букча" Тинчуринт театры, 18:30
  • 14.05 "Ак тәүбә, кара тәүбә. Безнең көннәр" Тинчурин театры, 18:30
  • 15.05 "Идегәй" Тинчурин театры, 18:30
  • 16.05 "Хан кызы Турандык" Тинчурин театры, 18:30
  • 20.05 Мастер и Маргарита. Тукай ис. филармония. 19:00
Бүген кемнәр туган
  • 08 Май
  • Сания Каюмова - актриса
  • Равил Рахмани - әдәбиятчы
  • Җәүдәт Гыйлманов - продюсер
  • Габдулла Кариев (1886-1920) - актер, режиссер
  • Азат Хөсәенов - композитор
  • Айсылу Галиева - журналист
  • Ищу работу в Казани дворником спожеваниям89870036142
  • Кариев театры эшкә чакыра! Безнең коллективка бухгалтер, тегүче, бүлмәләрне һәм складларны җыештыручы, территорияне тәртипкә китерүче кирәк. Яхшы эш шартлары, уңайлы график тәкъдим итәбез. Белешмәләр өчен телефон: 89625552588, 8(843)2379334.
  • МАМАДЫШ РАЙОНЫ ХАФИЗОВКА АВЫЛЫНДА ЙОРТ САТЫЛА. ЗУР БАКЧАСЫ БАР.МАМАДЫШТАН 10 КМ ЕРАКЛЫКТА. УТ,ГАЗ СУ КЕРГЭН. МУНЧАСЫ , САРАЕ БАР. АВЫЛДА АГРОФЕРМА БАР. УРТА МЭКТЭП ХЭМ СПОРТКОМЛЕКС 3 КМ ЕРАКЛЫКТАГЫ КУРШЕ АВЫЛДА. 8 905 377 32 07.
  • Татарстан Чистополь куплю дом срочно звоните 89274905164
  • Казан шәһәре, Совет районы. Кульсеитово, Поэт Каменев урамырда җир участогы сатам. 12 соток, ИЖС Кадастровый номер 16:50:240650:256 Бәясе 3.700.000 сум Гүзәл 89375255146
  • Олылар очен "Сени" исемле подгузниклар сатыла. Размер М. Пачкада 30 штук. 1 пачка - 1200 сум. Казан. Тел. 89274484465 (ВАТСАПКА ЯЗЫГЫЗ) Продаются подгузники для взрослых. Сени. Размер М. 1 пачка - 1200 руб. (Пишите на Ватсап 89274484465)
  • Чупрэле районы, Иске Кэкерле авылында йорт сатыла, 1 800 000 РУБ 79276735505
  • Ремонтирую стиральные и посудомоечные машины, качественно и с гарантией,недорого. 8939 3369 585 Рамиль (Казань,Чистополь)
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ХАММАТУЛЛИН ХАФИЗ ХАНИФОВИЧ

Родился 6 мая 1961 г. в д. Янаул Актанышского района ТАССР.

В 1985 г. окончил Казанское театральное училище и работал в Мензелинском татарском театре.

Заслуженный артист РТ (1993).

Народный артист РТ (2009).

Лауреат премии им. С. Амутбаева.

Хафиз принадлежит к тем редким выпускникам театрального училища, которые после окончания учебы согласились поехать в передвижной Мензелинский театр. С того дня прошло двадцать шесть лет. Он за эти годы превратился в настоящего профессионального актера.

Уже с первого же года работы (1985) ему начинают давать роли. Самая первая роль, сыгранная в театре — эпизодический персонаж Аптери в мелодраме «Голубая шаль» К. Тинчурина; в 1986 году ему поручают роль Гайрата — «По следам оленя» А. Гилязова; еще через год он играет Сафаргали в сатирической комедии К. Тинчурина «Юсуф и Зулейха». То есть молодой актер сразу втянулся в работу, каждый сезон получал по одной, а иногда и по две роли. Играя в спектаклях разных жанров — драмах, комедиях — героев разного возраста, иных социальных слоев, Хамматуллин становился актером широкого творческого диапазона. В «Неравных» Ф. Амирхана он играет Закира, в детской сказке Л. Лерона «Чапа и Тяпа» — кота Мыргали — серьезный, активный кот-лидер.

Хамматуллин становился ярким характерным артистом, создавая выразительные образы, в которых ясная, четкая мысль сочеталась с эмоциональностью, психологической точностью. Уже к концу первого десятилетия актер научился создавать нетрадиционные образы даже в классических произведениях мирового репертуара. Доказательством тому служит созданный им образ Скапена в спектакле «Проделки Скапена» Мольера. Его Скапен был ловким, умным, озорным, веселым. Но за данной традиционностью неожиданно раскрывался необычный — печальный, грустный Скапен. И тут герой татарского актера перекликался с более поздним знаменитым комедийным французским персонажем — Фигаро, который горестно говорил: «А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия? Я находился в толпе людей темного происхождения и ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми исканиями». Под этими словами мог бы подписаться и Скапен Хамматуллина.

Наряду с ролями в значительных произведениях, Хамматуллину приходилось играть и в проходных спектаклях, таком, например как «Спешишь, Сафа» Э. Ягудина. Хотя сам Сафа был выразителен, смешон, естественен. Последнее является свидетельством того, что талантливый актер может любую слабую роль оживить своим природным дарованием. В эти же годы он создает и сатирические персонажи в комедиях Д. Салихова: Кыям — «Камни в почки деда Микуля», Бахти — «Не жена — дьявол». В 2000 году рождается своеобразный персонаж Таминдар — «Колдунья» Н. Гиматдиновой и очень серьезный драматический образ — Человек, потерявший корни. Произведение Б. Салахова «Обрыв» обозначено как драматическая новелла. В спектакле и самом характере человека, живущего в настоящем и ирреальном мире, где он встречается со своей памятью, была очень точно определена идея: потеря корней — это потеря самого себя. Отсюда общая трагическая атмосфера. По теме спектакль напоминал давнюю постановку мензелинцев «Три аршина земли» А. Гилязова. Там тоже говорилось о судьбе человека, добровольно потерявшего родную землю и в результате обреченного на безрадостное существование.

Играя много, размышляя о биографиях, характерах своих героев, набираясь опыта, мастерства, Хамматуллин в 2004 году подошел к своему самому удивительному герою Корбанколы в спектакле «Мусульманин» по Г. Исхаки. Актер как бы неспешно нанизывает на одну нить черты характера своего героя — любовь к людям, трудолюбие, высокую нравственность, несуетность, умение мыслить, безмерно страдающую, тоскующую душу по умершей любимой жене, которую он все время видит в своих мыслях, разговаривает с ней. Эти черты проявляются в абсолютно точном, глубоко психологически выверенном состоянии Корбанколы. Он добрый, обаятельный, улыбчивый человек, пользующийся уважением мусульман, видя неряшливость второй жены, раздражается, негодует. Когда же Корбанколы видит, что вторая жена бритвой старика, которой он совершал обрезание, чистит картошку, он яростно кричит: «Талак!»

Хамматуллин вместе с режиссером (Р. Аюпов) бытовой мусульманский обряд обрезания превращают в символ чистоты, духовности. Конкретным подтверждением этого образа и является бритва — инструмент операции.

После «Мусульманина» были еще роли в спектаклях «Остазбика» Г. Исхаки, «Мухаджиры» М. Галяу, «Судьбы» Д. Салихова, «Мулла» Т. Миннуллина. Везде герои Хамматуллина наделены простотой, жизненной достоверностью, умением размышлять о непростых явлениях действительности.
 

И. Илялова
 

▲ Өскә
 
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»