поиск новостей
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 26 Апрель
  • Габдулла Тукай (1886-1913) - шагыйрь
  • Фәнис Сафин - актер
  • Ильяс Халиков - җырчы
  • Ләззәт Хәйдәров - журналист
  • Римма Бикмөхәммәтова - журналист
  • Әмир Мифтахов - хоккейчы
  • Рафаил Газизов - шагыйрь
  • Камилә Вәлиева - фигуралы шуучы
  • Олылар очен "Сени" исемле подгузниклар сатыла. Размер М. Пачкада 30 штук. 1 пачка - 1200 сум. Казан. Тел. 89274484465 (ВАТСАПКА ЯЗЫГЫЗ) Продаются подгузники для взрослых. Сени. Размер М. 1 пачка - 1200 руб. (Пишите на Ватсап 89274484465)
  • Чупрэле районы, Иске Кэкерле авылында йорт сатыла, 1 800 000 РУБ 79276735505
  • Ремонтирую стиральные и посудомоечные машины, качественно и с гарантией,недорого. 8939 3369 585 Рамиль (Казань,Чистополь)
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ХАМИТОВА ЛЮЦИЯ МИННАХМЕТОВНА

Родилась 12 июля 1967 г. в Казани. В 1987 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и была принята в труппу Академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка РТ (2001).

Народная артиста РТ (2007).

Маленькая девочка, выросшая в нетеатральной семье, с первого же класса бегала в танцевальный кружок. Вот, наверное, откуда у профессиональной актрисы особая пластичность и умение танцевать. С седьмого класса она уже думала об актерской профессии. Поэтому поступила в театральное училище. После окончания училища она попала на сцену знаменитого камаловского театра.

Когда Люция Хамитова пришла в театр, то ее сразу ввели на роли принцессы Гаухар («Алмазбулат» Ю. Сафиуллина), Зухры («Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша), в уже идущих спектаклях. Актрисе пришлось тогда преодолеть значительные трудности. Даже опытному актеру тяжело вводиться в готовую постановку. Кроме того, молодой актрисе надо было поверить в искренность романтических чувств Зухры — героини известной восточной легенды. Однако в этих первых ролях появились черты, определяющие ее творческую индивидуальность — исполнительницы образов глубоко драматического плана, умеющей выявлять тонкие психологические нюансы характера. Два образа, созданные актрисой в 1988 году, оказались знакомыми по ее дипломным работам. Это трагическая Зубаржат — «В ночь лунного затмения» М. Карима и неожиданная веселая хохотушка Рамзия в водевиле «Когда улыбнется счастье» Х. Вахита. Конечно, они отличались от студенческих работ в лучшую сторону.

Молодые актеры камаловского театра всегда пробуются в самых разных ролях, чтобы стали видны их возможности, творческий диапазон. Как ни странно, первый успех ожидал Люцию в 1989 году в роли собачки Чарли в популярной детской пьесе Т. Миннуллина «Деревенский пес Акбай». Чарли оказался совершенно очаровательным, звонкоголосым светлосерым пуделем, весь в кудельках и бантиках. Актриса нашла особую изломанную пластику, особые характерные черты, манерную форму речи аристократически изнеженного существа, привыкшего к комфорту и неге. Хамитова, как показал спектакль, определенно обрела необходимую внутреннюю свободу, развила в себе импровизационное начало.

С этого момента актрису начали назначать на роли молодых героинь. Каждый год она создает новые образы, отличающиеся друг от друга. Смешливая, несколько наивная, простодушная деревенская девушка Хабиба в знаменитых «Казанских парнях» М. Гилязова (1990) и вслед за ней дерзкая, резкая Вера — «Ильгизар + Вера» Т. Миннуллина.

Однако полностью дарование молодой актрисы, работающей всего четыре года, раскрылось в знаменитой классической роли Джульетты — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Хамитова показывала свою героиню в развитии. Ее Джульетта, в отличие от традиционного решения как шаловливой, резвой девочки, появлялась на сцене в первый раз тихой, как бы что-то ожидающей. Затем на балу она становилась оживленной, радостно смеющейся. Вскоре неожиданно резко менялся ее внутренний ритм, казалось даже сердце остановилось на секунду: она увидела Ромео. В громадных, широко раскрытых глазах — неописуемое, безмолвное счастье. В последующих сценах — буря чувств: то тихая радость, то бурные переживания, то недоумение — «что мне в имени твоем». Режиссер Ф. Бикчантаев построил неожиданный мизансценический рисунок. Ромео и Джульетта в момент объяснения сидят далеко друг от друга. Их любовь столь трепетна, целомудренна, столь сильна, что они боятся прикоснуться друг к другу. В трагическом финале ни крика, ни слез, ни стенаний. Увидев мертвого Ромео, она каменела и, как подстреленная птица, взмахнув руками падала и умирала. Наивная непосредственность, живость естественного существования на сцене, психологическая точность сочетались со стремлением к всесторонней характеристике своей героини. Потому Джульетта — одно из этапных созданий Хамитовой в начале актерского пути.

В дальнейшем в репертуаре актрисы были роли, продолжающие линию по созданию драматических, психологически тонко, точно разработанных образов. Это нежная, преданная Кюнака — «Идегей» Ю. Сафиуллина; удивительная умница, своеобразный философ, борец Карагач — «Рыжий наемщик и его черноволосая красавица» Н. Исанбета; молодая, коварная волчица Чобра — «Черная бурка» Г. Хугаева, торжествующая свою победу во время изумительного исполнения сладострастного танго; конечно, сильная духом, одновременно мягкая, талантливая первая татарская актриса Гульжамал в одноименной драме Н. Исанбета. Особое место в жизни актрисы, как и всего театра, занимает работа в труднейшем произведении А. Чехова «Три сестры», где она играла Машу. Она в исполнении Хамитовой была сдержанна, несколько отстранена от окружающей ее жизни. Иногда она надолго замолкала, уйдя в свой затерянный мир, или начинала бормотать непонятно откуда пришедшие в голову, навязчиво повторяемые «У лукоморья дуб зеленый». За «нездешностью» существования Маши прочитывался второй план жизни женщины, неудовлетворенной своим существованием, лишенной настоящей любви, человека, не нашедшего своего места в мире людей. Впоследствии Хамитова выразительно сыграет свободолюбивую Елену, к сожалению, в быстро снятом с афиши спектакле «Мещане» М. Горького.

Актриса, работающая в театре без малого четверть века, постоянно ищет и находит в своем творчестве новые неожиданные краски и возможности. Она обнаружила в себе возможность играть характерные роли. Рядом с вышеназванными молодыми героинями классических пьес оказалась издерганная, довольно бесстыдная, крикливая, похожая на бомжа Зойка — «Реестр любви» Ф. Булякова. Но за внешне измученной сутью Зойки в ее душе пряталось ее внутреннее несогласие со своим нынешним существованием. В те же годы родилась надменная, изворотливая испанская аристократка с особой изломанной пластикой Фелисьяна — «Учитель танцев» Лопе де Вега и томная, изысканная лесная «аристократка», очаровательная, замечательно танцующая Шуралия — «Душечка» Т. Миннуллина. Она вместе с другими шурале была носительницей духовного начала жизни, ее поэтичности, чистоты, искренних взаимоотношений. Рядом с ними жизнерадостная, но придурковатая Биби — «Первое представление» Г. Камала. Все названные образы — свидетельство широты творческого диапазона актрисы, ее умения талантливо перевоплощаться.

Хамитова работает много, она востребована благодаря своей яркой индивидуальности, что включает в себя — органику, интенсивность чувств, наивную непосредственность, лирическую определенность, характерную насыщенность с психологической точностью сценических жизнеподобных характеристик, глубину человеческих переживаний, замечательную пластичность, танцевальность.

Она играла и играет в драмах и комедиях Н. Исанбета, Г. Исхаки, К. Тинчурина, Ш. Хусаинова, З. Хакима, М. Карима, Т. Гиззата, в мировой, переводной драматургии, что говорит о ее трудолюбии, творческой активности.
 

И. Илялова

 

▲ Өскә
 
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»