поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
31.08.2010 Милләт

БЕЗ – НИЖГАРЛАР, ТАТАРЛАР

Халык санын исәпкә алу уңаеннан. Тәрҗемәсез.

Это – наш ответ на вопрос «Нижегородские татары – татары ли?». Он был поставлен миссионерами в конце XIX столетия в статьях А.С.Гациского - предводителя Нижегородской ученой архивной комиссии (НГУАК) под названием «Нижегородские татары – татары ли?». Статья была опубликована в газете «Нижегородские губернские ведомости» (1886,№№39,41-42).

Вопрос был поставлен 124 года назад, но он и поныне то и дело мелькает в интернете, вызывая недоумения у читателей. Сам же Гациский дал пояснение на поставленный вопрос. По его мнению, предками нижегородских татар являются мещеры-угрофинны, якобы отатарившиеся сравнительно недавно ( в XIV-XV в.в.) под влиянием золотоордынских татар. Это при том, что Мещера тогда уже (в XIV-XVв.в.) не была в составе Золотой Орды.

Сами нижегородские татары однажды уже отвечали на этот вопрос при переписи населения 1926 года, сказали: «да, татары». По предложению миссионеров , в частности, члена НГУАК В.К. Магницкого этот вопрос тогда был включен в программу опроса. Он самоуверенно доказывал, что нижегородские татары с гордостью заявляют о себе, что они не татары, а мишаре. Однако сторонники угрофинского происхождения нижегородских татар серьезно просчитались – ни один нижегородский татарин не называл себя мишарем, и лишь 5 человек татар – жителей Москвы ответили, что они считают себя мишарами.

Трактовка о мишарах как угрофиннах нужна были миссионерам для «научного» обоснования продолжения политики христианизации нижегородских татар, о чем свидельствует сохранившаяся переписка между нижегородской духовной консисторией и губернским статистическим комитетом, а также история постановки вопроса об этнической принадлежности нижегородских татар на съезде археологов России, о чем будет сказано ниже.

IV съезд археологов России состоялся в Казани в 1883 году, целиком и полностью был посвящен проблеме происхождения нижегородских татар и мишарей. Он был созван по инициативе членов НГУАК , все члены которой принимали участие в работе съезда. На съезде состоялась дискуссия по истории мишарей. Ведущие ученые, исследовавшие эту историю Радлов, Шестаков, Шпилевский и другие категорически отвергли версию об угро-финском происхождении мещеры и нижегородских татар. Они высказывали свои предположения о тюркско-маджарском происхождении татар-мишарей в целом и нижегородских татар в частности (см. Труды IV археологического съезда в России. Т.I, Казань 1884 г.)

Съезд проводился в спешке, в пику археологам Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Большая группа археологов осуществила крупномасштабное археологическое исследование курганных за-хоронений Подмосковья, установила, что эти курганные захоронения при-надлежат мещере, датируются они V веком, являются аналогичными с курганами Северного Кавказа, Подонья, характерными для маджар-куманов. Результаты этих исследований опубликованы в трудах указанного общества. Они являются настоящим открытием в истории мишарей. Но удивительное дело – эти труды упорно замалчиваются , до сего времени не введены в научный оборот.

Они дополняются еще одним аргументом. Речь идет о таком памятнике, как Codex Cumanicus, куманско-персидско-латинско-немецком словаре, изданном в 1301 году. Ученые доказывают, что в нем зафиксирован маджаро-куманский язык, аналогичный с языком современных мишарей, отражен лексический состав и цокающий говор, характерные для татарско-мишарского языка. Серьезным аргументом в пользу куманско-маджарской гипотезы проис-хождения мишарей и нижегородских татар является оригинальная система названий дней недели (баш көн, буш көн, чәршәмбе көн, җома көн, атнарас көн, базар көн).

Мещера упоминается уже в первых русских летописях под 859 годы наряду с кривичами, руссами как данники Рюриковичей.

Мещера, как свидетельствуют указанные исследования, выступает частью маджаро-куманского союза, расселенного в огромном ареале Восточной Европы, о чем говорили ученые на IV съезде археологов России.

Тем не менее упомянутый выше Гациский на страницах губернской газеты выступает со статьей под сенсационным названием, а В.К.Магницкий вносит предложение о переписи мещеры. Цель этих выступлений была одна – выделить мишарей в особую национальность, отделить их от татар. Они спекулируют на том, что у нижегородских татар в обиходе бытует два этнонима – «татар» и «мишар». Это связано с древней историей тюрков. Тюрки обитали в Восточной Европе задолго до прихода монголо-татар. Древними тюркскими племенами были булгары, буртасы, кипчаки и мещера. Этноним «мишар» происходит от древнего названия племени «мещера».

Как заметили составители 4-х язычного словаря народов, обитающих в Нижегородском крае Дамаскин (1785 г.), этнограф Макарий (1849 г.), изучавшие обряды нижегородских татар, нижегородские татары называли себя мишарами.

В какое-то время в городах называли татар края мижгарями, нижгарами, чтобы отличить их от пензенских мишарей.

Приверженность нижегородских татар к древнему племенному названию объясняется, на наш взгляд, двумя обстоятельствами: их продолжительным пребыванием в периферии татарских массивов и государств, и особым положением в местах пребывания – мишаре выступали как вольные казаки. В процессе вхождения их в состав России они были признаны особым разрядом служилых татар-одноверцев, решительно отвергнув крепостничество для та-тар-мишарей: отличались татары-мишаре своей непокорностью, свободо-мыслием, стойкостью в защите национальных интересов.

В процессе развития России как многонационального государства, татары-мишаре стали органичной частью татарского народа и они сегодня с гордостью называют себя татарами, достойно представляют великий татарский народ.

Нижегородские татары в праве гордиться своим вкладом в культуру татарского народа. Выходцев из Нижегородского края мы видим среди деятелей науки, культуры, писателей, певцов, музыкантов, спортсменов, бизнесменов. Мы гордимся тем, что мы нижгары-татары, и живем в единой России, пользуемся большой и твердой поддержкой региональных властей и органов местного самоуправления, вносим свой посильный вклад в развитие экономики и культуры края, сохраняем его межнациональную стойкость.

Я думаю, что данная информация поможет моим землякам определиться при переписи населения, который состоится в октябре этого года.

А.ОРЛОВ, доцент, кандидат философских наук. Н.Новгород


 


---
Туган як
№ 34 | 20.08.2010
Туган як печать

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»