|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ЗИННУРОВ ТИМЕРГАЛИ ЗИННУРОВИЧ
Родился 18 ноября 1949 г. в с. Пелево Лаишевского района ТАССР. С 1967 по 1982 гг. работает в Казанском кукольном театре. С осени 1982 года — в Татарском театре драмы и комедии (ныне театр им. К. Тинчурина).
Заслуженный артист ТАССР (1981).
Народный артист РТ (1993).
Свое первое звание Т. Зиннуров получил за роли, сыгранные в кукольном театре. Деревенский паренек начал работать артистом без всякого профессионального образования. Но природная одаренность позволила ему создать образы разно-образных сказочных персонажей: Хозяин озера — «Утка с жемчугом» Н. Фаттахова, Хан — «Ханская дочь» К. Тинчурина и др.
Работая в детском театре, Зиннуров набрался профессионального опыта. На него стали обращать внимание руководители Передвижного театра. Их привлекло сценическое обаяние актера, что немаловажно для взрослого театра, а также красивый баритонального тембра голос. Зиннурова пригласили в труппу театра драмы и комедии. За почти 30 лет служения в этом коллективе актер сыграл десятки разноплановых ролей в пьесах в основном татарских драматургов. Всем им присущи психологическая правда, внутреннее перевоплощение, вера самого актера в состояние души исполняемых им героев. Потому серьезным, сдержанным персонажам Зиннурова верит зритель. Актер никогда не расплескивает своих чувств. Таковы его Мияссар — «Соловушка на шелковом шнурочке» А. Гилязова, ответственный за свои поступки; совестливый Максуд — «Приехала мама» Ш. Хусаинова; серьезный Алмыш хан — «Пока течет Итиль» Н. Фаттаха; Васил — «Вдовий пароход» И. Грековой. Последний приезжает к Анисе, разыскав много лет спустя после войны свою фронтовую подругу. Он сдержан, лаконичен. Васил предлагает провести остаток жизни вместе. Актер передает разнообразные чувства своего героя — и теплоту по отношению к Анисе, и недоумение, непонимание нежелания Анисы согласиться на его предложение. Так же очень строг Жагфар — «Страна Айгуль» М. Карима. Это мудрый, сдержанный человек, проживающий непростую, трудную жизнь. Он старается не замечать мечущегося вокруг него Кадыржана, некогда напакостившего ему. Жагфар отмахивается от него как от назойливой осенней мухи. Совсем другой Габдрахим — «Одна капля любви» по Н. Гиматдиновой.
Актерская жизнь Зиннурова, как и всех актеров, работающих в передвижных театрах, вызывает огромное уважение. Ибо это жизнь на колесах. Но актеры таких трупп не представляют своей жизни вне сцены. Они подвижники своего дела, работающие в тяжелейших условиях. Именно эти артисты находятся в самой гуще народа, в самых дальних медвежьих углах, зажигая в сердцах благодарного зрителя огоньки душевного благородства, чистоты, красоты. Поэтому этим актерам надо давать не только звания, но и ставить памятники.
С момента получения собственного здания тинчуринский театр стал стационарным, но актеры все равно часто бывают на выездах.
И. Илялова
|
|