поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 19 Апрель
  • Гөлнара Абитова - актриса
  • Гөлназ Миньязова - журналист
  • Мөнир Шакиров - журналист
  • Рөстәм Нәбиуллин - журналист
  • Дәниф Шәрәфетдинов - җырчы
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ЗАРИПОВА ЗУЛЬФИРА САФИЕВНА

Родилась 15 июня 1953 г. в д. Ниж.Береске Атнинского района ТАССР. В 1974 году окончила Казанское театральное училище (курс М. Салимжанова) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1986).

Народная артистка РТ (2007).

Лауреат Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля (1988).

Зульфира Зарипова вошла в состав труппы академического театра им. Г. Камала со многими своими сокурсниками в период возрождения, расцвета театра. Там работали выдающиеся мастера — актеры Шаукат Биктемиров, Фуад Халитов, Габдулла Шамуков, Вера Минкина, Шахсанам Асфандиярова, замечательная плеяда щепкинцев. Было у кого поучиться.

Способную Зарипову на драматические роли еще с училища приметил М. Салимжанов. Она сразу стала участвовать не только, как и вся молодежь, в массовках, но и начала играть основные роли. Через год она играет Марийку в самостоятельной работе молодых актеров «Солдатская вдова» Н. Анкилова. В том же 1975 году актриса сыграла важную для себя роль Нурсултан в исторической драме Т. Миннуллина «Бахтияр Канкаев». За ней последовал драматичнейший образ Гайнавал — «Потоки» Т. Гиззата. Это была суровая солдатка, бедно одетая дореволюционная крестьянка, отчаявшаяся от безысходной нищеты, почти безнадежно тянущая лямку ради сохранения детей. Молодой актрисе надо было всем своим существом понять судьбу бедной крестьянки, живущей почти сто лет назад, чтобы, перевоплотившись, предстать несчастной Гайнавал.

Уже эти первые роли отчетливо выявили творческий потенциал юной актрисы. Оказалось, что она обладает сильным внутренним драматизмом, умеет перевоплощаться в зависимости от характера персонажа, проникать в глубины психологии создаваемого героя, логику образа, в его внутреннюю сущность.

Конечно, Зарипова играла и комедийные роли: Муршида — «Казанское полотенце», лукавая, добрая хохотушка Загира — «Голубая шаль» К.Тинчурина; Марианна — «Тартюф» Мольера; Гуляндам — «Развод по-татарски» Х. Вахита; Сахибжамал — «Жан Баевич» Г. Исхаки; Каваго — «Ханума» А. Цагарели. Но все же она не комедийная артистка, а сугубо драматическая. Вспоминаются ее мягкая, грустная Адиля — «Перед свадьбой» Х. Вахита; позднее спокойная, с чувством достоинства переносящая выпавшие на ее долю несчастья интеллигентная Зифа в одноименной драме П. Исанбета, потом была Фаягуль — «Шесть невест, один жених» Т. Миннуллина, где за внешним спокойствием скрывалась одинокая женская душа.

В течение четырех лет (1984—1987) актриса сыграла подряд роли, ставшие этапными ее творческой жизни.

Первой среди них стала Минникамал в одноименной драме М. Амира о суровых днях Отечественной войны. В пьесе и спектакле отчетливо звучала тема героизма советского народа, в частности, женщины. Актриса впервые встретилась с ролью такого масштаба и социальной значимости. Ее героиня обладала ярким, незаурядным характером. Самое главное в Минникамал оказалось понимание необходимости той тяжелой работы (а она председатель колхоза в сложнейший военный период), которую она выполняет.

Актриса показывала, как Минникамал в будничных деталях умела проявить целенаправленное упрямство для достижения поставленных перед собой задач. В то же время Минникамал Зариповой, в сущности, была типичной женственной татаркой.

Через год Зарипова создает иной характер — молодой деревенской девушки Сарби, в иной по времени действительности предреволюционных лет в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. Вся постановка увлекала зрителя оптимизмом, поэтичностью, красотой, целомудренностью влюбленных, присущим народу сдержанным проявлением чувств. Зарипова и Хисматов (Хайретдин) столь искренни и достоверны в создании образов влюбленных молодых людей, что зритель без остатка верил в горячую первозданность их любви. Особенно покоряла чистотой, подлинностью чувств сцена их первого объяснения. Для того чтобы сконцентрировать внимание на этом эпизоде, режиссер П. Исанбет убирал со сцены свет, направив лишь два луча на лица Сарби и Хайретдина. Они стояли, прислонившись к двум сторонам столба и очень тихо, стесняясь раскрыть свою любовь, с необычайной нежностью говорили о своем душевном состоянии.

После Сарби актриса создала поразительный образ волчицы Акбары в инсценировке М. Гилязова и Д. Сиразеева романа Ч. Айтматова «Плаха». Как-то во время юбилея Сиразеева Зарипова призналась, что самый большой подарок ей преподнес Дамир, поручив роль Акбары. Образ оказался необычный, символический. Не впадая в физиологическое изображение волчицы, актриса с трагической силой, психологической глубиной передавала судьбу, непереносимые страдания волчицы-матери. Всю силу любви Акбары к своим детенышам, всю силу горя, отчаяния, мучительного непонимания причин жестокости людей, убивших ее ни в чем не повинных волчат и их отца, потрясающе остро раскрывала актриса. Неожиданна и своеобразна была ее резкая, порывистая пластика, выразительный взгляд ее больших глаз — то сердечный, полный любви, обращенный к детенышам, к отцу волчат Ташгайнару, то гневно ненавидящий, мстительный к людям. Акбара вызывала горячее сочувствие, искреннее сопереживание зрителя, его негодование гнусными поступками людей. За отлично созданный образ Акбары Зарипова получила звание Лауреата Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля.

Потом еще будут образы современных матерей: строгая сдержанная Минзифа — «Прости меня, мама» Р. Батуллы, несколько отрешенная Флера — «Люстра» И. Зайниева. Вместе с ними вспоминаются и характерные роли. Это скандальная Муршида — «И снилось мне» З. Хакима, уставшая от выходок мужа Люция — «Баскетболист» М. Гилязова и др. Все они сыграны с интенсивностью чувств, четкой психологической глубиной.

Прошло около сорока лет со дня окончания училища, но Зульфира Зарипова все время востребована. Она, обладая замечательно теплым грудным голосом, поет на юбилеях друзей-актеров, на концертах, организуемых театром. Так что жизнь продолжается!
 

И. Илялова
 

▲ Өскә
 
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»