• 27.10 "Мио, минем Мио", 6+, Кариев театры, 18:00
  • 28.10 "Ләйлә вә Мәҗнүн" , 12+, Кариев театры, 18:30
  • 29.10 Микулай, 12+, Кариев театры, 18:30
  • 30.10 Премьера!"Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00 һәм 13:00
  • 30.10 "Яратып туялмадым", 16+, Кариев театры, 18:00
  • 31.10 Премьера "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00
  • 31.10 "Шәй-бу, Шай-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 01.11 Юрий Шатунов. КСК "Уникс". 19:00
  • 02.11 "Хикмәт әкиятләре", 6+, Кариев театыр, 18:00
  • 03.11-07.11 Ришат Төхвәтуллин. Сула. КСК "Уникс"
  • 04.11 "Корт", 12+,Кариев театры, 18:00
  • 05.11 Премьера! "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 13:00
  • 05.11 "Мәхәббәт күгәрченнәре", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 06.11 "Кәҗүл читек", 6+, Кариев театры, 13:00
  • 06.11 "Шәй-бу, Шәй-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 07.11 "Сәлам, Актәпи",3+, Кариев театры, 13:00
  • 07.11 "Ак чәчәкләр кебек...", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 10.11 Валерий Меладзе. Татнефть Арена. 19:00
  • 10.11 "Озын-озак балачак", 12+, Кариев театры, 18:30
  • 20.11-24.11 Гүзәл Уразова һәм Илдар Хәкимов. КСК "Уникс"
Бүген кемнәр туган
  • 25 Октябрь
  • Нурихан Фәттах (1928-2004) - язучы
  • Афзал Таһиров (1890-1937) - язучы
  • Мамадыш районында иртә буаз тана сатыла, бәясе килешү буенча, тел.89172470972
  • Бер булмэле квартир,гостинка,студия снимать итэм,укып эшли торган татар кызы,ДРКБга якын булса бик яхшы булыр иде или якын-бирэ районрдан советский,и тд.2булмэле квартирга бер кыз янына подселениега да керергэ риза.тел:8962-575-68-53.
  • Корбанга, гакыйкә, нәзергә сарыклар бар. Казанга, Биектауга, Питрәчкә китереп бирәбез. Барлык бәясе 8000 мең. 89179113219
  • УБОРЩИК ТЕРРИТОРИЯ (ДВОРНИК) ИР КЕШЕ ЭЗЛИБЕЗ ЭШ УРЫНЫ УЛ.ЧУЙКОВА УРНАШКАН, 67 ЯШЬТЭН ОЛЫ БУЛМАСЫН! 5/2 7:00,16:00 БЕР СЭГАТЬ ОБЕД ЗАРПЛАТА 15-17 МЕН ТЕЛ 89957664503
  • Открыта вакансия на должность бухгалтера , экономиста в бюджетное учреждение в с.Актаныш тел 88555232062, 88555232034
  • Ноябрь бэйрэмендэ суелачак яшь ярымлык угез итенен ике ал боты сатыла.кг 330 сумнан тел 89027113070
  • Телэче районы Шэтке авылында йорт сатыла.Газ, су кергэн. 89534073195
  • Торле породалы тавыкларны бик арзан бэягэ сатабыз. Кученеп киту сэбэпле 89274897219
  • В Казани семейная пара снимем однокомнатную квартиру, без детей и животных, РИЭЛТОРАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ!!! 89046705587(18+КУ)
  • Детскому саду №100 Советскому району требуются воспитатели,ст.медсестра адрес ул.Кирпичная 2а телефон 295-54-15
 
 

 
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ЗАРИПОВА ЗУЛЬФИРА САФИЕВНА

Родилась 15 июня 1953 г. в д. Ниж.Береске Атнинского района ТАССР. В 1974 году окончила Казанское театральное училище (курс М. Салимжанова) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1986).

Народная артистка РТ (2007).

Лауреат Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля (1988).

Зульфира Зарипова вошла в состав труппы академического театра им. Г. Камала со многими своими сокурсниками в период возрождения, расцвета театра. Там работали выдающиеся мастера — актеры Шаукат Биктемиров, Фуад Халитов, Габдулла Шамуков, Вера Минкина, Шахсанам Асфандиярова, замечательная плеяда щепкинцев. Было у кого поучиться.

Способную Зарипову на драматические роли еще с училища приметил М. Салимжанов. Она сразу стала участвовать не только, как и вся молодежь, в массовках, но и начала играть основные роли. Через год она играет Марийку в самостоятельной работе молодых актеров «Солдатская вдова» Н. Анкилова. В том же 1975 году актриса сыграла важную для себя роль Нурсултан в исторической драме Т. Миннуллина «Бахтияр Канкаев». За ней последовал драматичнейший образ Гайнавал — «Потоки» Т. Гиззата. Это была суровая солдатка, бедно одетая дореволюционная крестьянка, отчаявшаяся от безысходной нищеты, почти безнадежно тянущая лямку ради сохранения детей. Молодой актрисе надо было всем своим существом понять судьбу бедной крестьянки, живущей почти сто лет назад, чтобы, перевоплотившись, предстать несчастной Гайнавал.

Уже эти первые роли отчетливо выявили творческий потенциал юной актрисы. Оказалось, что она обладает сильным внутренним драматизмом, умеет перевоплощаться в зависимости от характера персонажа, проникать в глубины психологии создаваемого героя, логику образа, в его внутреннюю сущность.

Конечно, Зарипова играла и комедийные роли: Муршида — «Казанское полотенце», лукавая, добрая хохотушка Загира — «Голубая шаль» К.Тинчурина; Марианна — «Тартюф» Мольера; Гуляндам — «Развод по-татарски» Х. Вахита; Сахибжамал — «Жан Баевич» Г. Исхаки; Каваго — «Ханума» А. Цагарели. Но все же она не комедийная артистка, а сугубо драматическая. Вспоминаются ее мягкая, грустная Адиля — «Перед свадьбой» Х. Вахита; позднее спокойная, с чувством достоинства переносящая выпавшие на ее долю несчастья интеллигентная Зифа в одноименной драме П. Исанбета, потом была Фаягуль — «Шесть невест, один жених» Т. Миннуллина, где за внешним спокойствием скрывалась одинокая женская душа.

В течение четырех лет (1984—1987) актриса сыграла подряд роли, ставшие этапными ее творческой жизни.

Первой среди них стала Минникамал в одноименной драме М. Амира о суровых днях Отечественной войны. В пьесе и спектакле отчетливо звучала тема героизма советского народа, в частности, женщины. Актриса впервые встретилась с ролью такого масштаба и социальной значимости. Ее героиня обладала ярким, незаурядным характером. Самое главное в Минникамал оказалось понимание необходимости той тяжелой работы (а она председатель колхоза в сложнейший военный период), которую она выполняет.

Актриса показывала, как Минникамал в будничных деталях умела проявить целенаправленное упрямство для достижения поставленных перед собой задач. В то же время Минникамал Зариповой, в сущности, была типичной женственной татаркой.

Через год Зарипова создает иной характер — молодой деревенской девушки Сарби, в иной по времени действительности предреволюционных лет в спектакле «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. Вся постановка увлекала зрителя оптимизмом, поэтичностью, красотой, целомудренностью влюбленных, присущим народу сдержанным проявлением чувств. Зарипова и Хисматов (Хайретдин) столь искренни и достоверны в создании образов влюбленных молодых людей, что зритель без остатка верил в горячую первозданность их любви. Особенно покоряла чистотой, подлинностью чувств сцена их первого объяснения. Для того чтобы сконцентрировать внимание на этом эпизоде, режиссер П. Исанбет убирал со сцены свет, направив лишь два луча на лица Сарби и Хайретдина. Они стояли, прислонившись к двум сторонам столба и очень тихо, стесняясь раскрыть свою любовь, с необычайной нежностью говорили о своем душевном состоянии.

После Сарби актриса создала поразительный образ волчицы Акбары в инсценировке М. Гилязова и Д. Сиразеева романа Ч. Айтматова «Плаха». Как-то во время юбилея Сиразеева Зарипова призналась, что самый большой подарок ей преподнес Дамир, поручив роль Акбары. Образ оказался необычный, символический. Не впадая в физиологическое изображение волчицы, актриса с трагической силой, психологической глубиной передавала судьбу, непереносимые страдания волчицы-матери. Всю силу любви Акбары к своим детенышам, всю силу горя, отчаяния, мучительного непонимания причин жестокости людей, убивших ее ни в чем не повинных волчат и их отца, потрясающе остро раскрывала актриса. Неожиданна и своеобразна была ее резкая, порывистая пластика, выразительный взгляд ее больших глаз — то сердечный, полный любви, обращенный к детенышам, к отцу волчат Ташгайнару, то гневно ненавидящий, мстительный к людям. Акбара вызывала горячее сочувствие, искреннее сопереживание зрителя, его негодование гнусными поступками людей. За отлично созданный образ Акбары Зарипова получила звание Лауреата Государственной премии ТАССР им. М. Джалиля.

Потом еще будут образы современных матерей: строгая сдержанная Минзифа — «Прости меня, мама» Р. Батуллы, несколько отрешенная Флера — «Люстра» И. Зайниева. Вместе с ними вспоминаются и характерные роли. Это скандальная Муршида — «И снилось мне» З. Хакима, уставшая от выходок мужа Люция — «Баскетболист» М. Гилязова и др. Все они сыграны с интенсивностью чувств, четкой психологической глубиной.

Прошло около сорока лет со дня окончания училища, но Зульфира Зарипова все время востребована. Она, обладая замечательно теплым грудным голосом, поет на юбилеях друзей-актеров, на концертах, организуемых театром. Так что жизнь продолжается!
 

И. Илялова
 

▲ Өскә

Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татарстан Диния нәзарәте
ЕлМай
Татар телен саклау һәм үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»
Piter.tatar