|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ЗАББАРОВ МАРСЕЛЬ БАКИРОВИЧ
Родился 12 марта 1947 г. в с. Ниж. Береске Атнинского района.
В 1968 г. окончил Казанское театральное училище и работал в Республиканском передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина).
Заслуженный артист ТАССР (1986).
Народный артист РТ (1991).
В 1951 году родители Марселя из деревни переехали в Казань, и отныне детство мальчика протекает в городе, он начинает учиться в русской школе.
На решительный, внутренне свободолюбивый характер Марселя большое влияние оказал отец — человек мужественный, прямолинейный.
Придя в театр, Марсель сразу заявил о себе, как об актере сугубо психологического направления. При этом он обладал особой энергетикой, определенным магнетизмом. Готовя роль, ему было интересно искать причинно-следственные связи в поведении своих героев. Актер пытался находить и соответствующую жанру манеру исполнения. Уже в одной из первых ролей — Гелюсе («Орлы гнездятся на скалах» И. Юзеева) — Заббаров точно почувствовал поэтическую, легкую сущность и всей пьесы, и своей роли.
Иным оказался образ Незнамова — «Без вины виноватые» А. Островского. Мелодраматический образ юноши, потерянного, а затем найденного матерью, давал артисту богатый материал для поисков.
В первые годы Заббаров играет в основном положительных героев, как правило, людей интеллектуальных профессий. Причиной тому был его интеллигентный облик, его несколько иной внутренний духовный мир. После Незнамова актер сыграл: Юрия — «Июнь — начало лета» Ю. Эдлиса, скульптора Айтуара — «Я помню чудное мгновенье», археолога Халика — «Вслед за дикими гусями» И. Юзеева, писателя Маджита Гафури — «Черноликие» по М. Гафури, учителя Таминдара — «Колдунья» Н. Гиматдиновой. Впоследствии она говорила, что Таминдар создан артистом точно таким, каким она его писала.
Как видно из перечня работ, Заббаров практически не играл образы простых деревенских героев.
С годами расширился творческий диапазон, и актер начал играть роли характерных отрицательных персонажей. Таковы его коварный, эгоистичный Абдулла — «Финики даром не дают» С. Джамала, хитрый, злобный интриган с какой-то каркающей манерой речи Утташ — «Пока течет Итиль» Н. Фаттаха, уверенный в силе денег, самодовольный бизнесмен наших девяностых годов прошлого века Идрис — «Береги любовь» Х. Тухватуллова.
Реалистическая достоверность образов, создаваемых актером, его умение наблюдать за жизнью, за отдельными людьми иногда приводили к схожести сценических персонажей с некоторыми конкретными людьми, существующими в действительности. Так, образ Идриса казался списанным с одного известного работника театра, человека, занявшегося на заре перестройки бизнесом, манерой речи, поведения, пластикой.
Одной из последних работ Заббарова в театре стала роль Священника в неожиданном для театра спектакле по пьесе классика немецкой драматургии Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». В этой постановке, созданной в иной, не психологической манере, актер с режиссером нашли основную линию роли — все во имя выживания. Отсюда особые выразительные средства — неспокойность, дерганная пластика, рваная речь, постоянно настороженный взгляд.
Всем героям Заббарова — положительным и отрицательным — присущи общие свойства индивидуальности актера. Они все умеют мыслить, в них нет внешнего пафоса, но есть внутреннее духовное богатство, особенно в положительных героях.
Марсель Заббаров — человек деятельный, энергичный. Много читает, пишет, переводит, ставит спектакли («Вечер» А. Дударева, «Грешница» М. Сторожева, «Влюбленный старик» С. Шакурова, «Без веры» Р. Ханнанова, «Стреноженные» Д. Салихова), с 1996 года руководит студенческим театром Педагогического университета.
Туфан Миннуллин как-то говорил, что больше всего он не любит людей, засыпающих на ходу. Творческий человек должен всегда гореть. Поэтому в Заббарове ему нравится именно его горение, которое передается и тем, кто рядом. Когда Марсель на сцене, то хочется подняться на подиум, чтобы играть вместе с ним.
Природный талант, умение перевоплощаться из одного образа в другой, пламенная энергия Марселя Заббарова выдвинули его в ряд ведущих актеров. А теперь свое профессиональное умение мастерство он передает молодежи.
И. Илялова
|
|