|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ЮРЧЕНКО ГАЛИНА ЮРЬЕВНА
Родилась в Казани 22 сентября 1957 г. В 1981 г. окончила Казанское театральное училище и была приглашена в Казанский театр юного зрителя.
Заслуженная (1993) и народная (2007) артистка РТ.
Первые уроки сценического мастерства Галина Юрченко получила в любительском театральном коллективе Дворца культуры Казанского оптико-механического завода в пос. Дербышки под руководством выпускника Казанского театрального училища В. И. Кременчуцкого. Затем прошла курс профессионального обучения под руководством Ю. И. Каревой и В. В. Кешнера. В выпускном спектакле «Вишневый сад» по пьесе А. П.Чехова она выразительно и ярко сыграла Шарлотту, продемонстрировав безусловное дарование как острохарактерная актриса.
Однако внешние данные актрисы (худенькая, невысокого роста) вполне соответствовали требованиям, предъявляемым к амплуа травести, и в ТЮЗе она начала играть мальчиков и девочек-подростков, что не всегда совпадало с ее внутренними данными и ее творческими устремлениями. И если девочки в ее исполнении: Оля в пьесе А. Л. Александрова «Не грусти, шишок, я приеду», Малахова — в пьесе А. Г. Хмелика «Гуманоид в небе мчится», Катька — в пьесе Н. Глазовой «Сычиха»,— получались вполне естественными и убедительными, то с мальчиками дело обстояло сложнее — приходилось преодолевать свою сложившуюся уже к тому времени органику. Кибальчиша («История Мальчиша-Кибальчиша» В. К. Железникова по новелле А. П. Гайдара) актриса выстраивала на некотором пафосе, создавая образ этакого героя Гражданской войны, срывающимся от внутреннего напряжения голосом отдающего команды, привычный традиционный образ, легко принимаемый юным зрителем. Хрупкий, романтически-взволнованный Малыш («Айсберг Тауматы» по повести братьев Стругацких), дерзкий и одновременно испуганный пионер Сироткин («Свидетель» А. А. Яковлева), сыгранные актрисой, не выходили за рамки традиционных тюзовских героев. Глубокого внутреннего осмысления потребовала от актрисы роль Лены Бессольцевой в пьесе В. К. Железникова «Бойкот», однако Юрченко удалось передать и внутреннее смятение девочки, попавшей в чрезвычайно напряженную психологическую ситуацию конфликта со своим школьным коллективом, и ее душевную тревогу за своего деда, и сложное борение чувств по отношению к другу. Своеобразна была в исполнении Юрченко роль малолетней преступницы в спектакле «Другая жизнь» по пьесе Я. Гловацкого, где девицы в тюрьме разыгрывают спектакль, пытаясь разобраться с его помощью в обстоятельствах, приведших их на скамью подсудимых.
Начиная со второго десятилетия своей работы на сцене Казанского ТЮЗа Юрченко играла преимущественно женские характерные роли и на этом пути имела безусловный успех в целом ряде ролей. Трепетно-вездесущая Малпочка («Погром» по повести Б. Л. Васильева «И был вечер, и было утро»), словно сошедшая со средневековых гравюр Женщина («Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта), в полном соответствии со стилем рококо госпожа Роземонд («Опасные связи» по роману Ш. де Лакло), бесстрашная беспризорница Чикита («Капитан Фракасс» по роману Т. Готье) были сыграны актрисой в остром рисунке и внутренне убедительно. Значителен был в этом ряду созданный актрисой образ Улиты («Лес» А. Н. Островского), несчастной приживалки, вечно испуганной и вечно старающейся всем угодить, безропотной рабы своей хозяйки, играющей при ней роль сыщика и доносчика, с остреньким носиком и бегающими глазками, суетливой и бестолковой. Убедительна была и дама Плюш («Любовью не шутят» А. де Мюссе), сыгранная актрисой в остро-гротесковом рисунке.
В фантазии на тему «Бури» У. Шекспира режиссер Б. И. Цейтлин поручил Юрченко роль шута Тринкуло, исходя, вероятно, из той идеи, что на протяжении многих веков, и во времена Шекспира в том числе, в качестве придворных шутов использовались преимущественно физически неполноценные люди, самая уродливость которых служила для окружающих забавой. Актриса создавала образ странного, то ли бесполого, то ли двуполого существа, дерзкого от беспомощности и отчаянности своего положения. Таким же утратившим свое мужское естество от беспробудного пьянства существом представал в исполнении Юрченко и Сухонький в пьесе В. М. Шукшина «А поутру они проснулись…». В роли Оскара («Оскар и Розовая мама» Шмита) актриса стремилась передать в основном смысловое содержание писем больного мальчика, обращенных к Богу, не добиваясь внутреннего перевоплощения, поскольку играла эту роль уже в довольно зрелом возрасте. С увлечением и полным пониманием природы сказочного образа играет Юрченко в сказках: Жар-птицу («Иван-царевич» Ю. Ч. Михайлова), Пятачка («Вини-Пух и все-все-все» по повести А. Милна), Зайца («Колобок, колобок…» Н. Н. Скороход), Бабу Ягу («Два клена» Е. Л. Шварца).
Ю. Благов
|
|