поиск новостей
  • 28.03 "Ак чәчәкләр кебек..." Кариев театры,18:30
  • 28.03 "Җан Баевич" Тинчурин театры, 18:30
  • 29.03 "Рөстәм маҗаралары" Кариев театры, 13:00
  • 29.03 "Кияүләр" Тинчурин театры, 18:30
  • 30.03 "Кәҗүл читек" Кариев театры, 11:00
  • 30.03 "Тапшырыл...ган хатлар" Кариев театры, 18:00
  • 30.03 ПРЕМЬЕРА "Флешка, рэп һәм мәхәббәт"Тинчурин театры, 13:00 һәм 17:00
  • 31.03 "Шәй-бу, шай-бу" Кариев театры, 18:00
  • 31.03 "Өч аршын җир" Тинчурин театры, 17:00
  • 02.04 Хан кызы Турандык. Тинчурин театры, 18:30
  • 03.04 Гомер буе сине көтәм. Тинчурин театры, 18:30
  • 04.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 05.04 Гастрольләр: Тайна замка на холме. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 11:00 һәм 13:00
  • 05.04 Гастрольләр: Ханума. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 18:30
  • 06.04 Гастрольләр: Мастер и Маргарита. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 07.04 Гастрольләр: Мелодия коралловых бус. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 09.04 Җилкәнсезләр. Тинчурин театры, 13:00 һәм 18:30
  • 10.04 Синең хакта… Тинчурин театры, 18:30
  • 11.04 Ядәч! Исемдә! Бер гаилә трагикомедиясе. Тинчурин театры, 18:30
  • 12.04 Флешка, рэп һәм мәхәббәт. Тинчурин театры, 18:30
Бүген кемнәр туган
  • 28 Март
  • Ренат Әюпов - режиссер
  • Фирүзә Җамалетдинова - язучы
  • Артур Поляков - мәдәният хезмәткәре
  • Гиоргий Куприянов - дәүләт эшлеклесе
  • Вил Мәһдиев - көрәшче
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Продаю листы нержавейки 530х630, толщина 3,5мм, запчасти на УАЗ.тел 89178553159.
  • Коттедж төзэргэ кирэк казанда минэм номер 89274905164
  • Баян сатыла. Казан. Тел.:89003238614
  • татар теленең аңлатмалы сүзлеге сатыла, 3 томда, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1981 ел. тел.8 919 647 47 91
  • Казанда оч булмэле фатирнын залына тэртипле кыз эзлим. Бигичев урамы. Риелторсыз 89600347300
  • Исэнмесез! Бенто тортларга hэм капкейкларга заказлар кабул итэм! Казан шэhэре. 89377708700 Динара.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

СМАГУЛОВ БАХЫТЖАН ЖУМАШКАНОВИЧ

Родился 4 ноября 1965 г. в г. Чарске (Казахстан). В 1984 г. закончил Ленинградское академическое хореографическое училище. 1984—1994 гг. — солист балета Казахского академического театра оперы и балета им. К. Абая (Алма-Ата). Одновременно периодически с 1989 по 1994 по контракту работал в балетных труппах США и Японии. В 1994—2008 гг. — солист балета Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Одновременно с 1999 г. — педагог-репетитор этого же театра.

Лауреат международных конкурсов в Москве, Варне, Париже (везде 1988 год и вторые места и серебряные медали); лауреат Международного конкурса в Хельсинки (1991 г., Финляндия, второе место и серебряная медаль); лауреат Международного конкурса в Осака (1991 г., Япония, третье место и бронзовая медаль).

Народный артист Казахстана (1993).

Народный артист РТ (2003).

Бахытжан считает себя везучим в жизни и творчестве человеком: он сразу начал танцевать все хореографические партии, о которых молодые артисты балета порой лишь мечтают. Участвовал в многочисленных конкурсах и фестивалях. С большим успехом выступал на зарубежных сценах и сцене Большого театра Союза ССР. Среди его сценических партнерш встречаются имена балерин с мировым именем. И то, что он приехал в Казань и танцевал здесь, тоже судьба. Вот что рассказывает Смагулов о начале своего казанского периода творчества: «Мне много раз звонили из Казани в Алма-Ату, приглашали принять участие в фестивалях имени Рудольфа Нуриева, но я все отнекивался, находил причины уйти от участия, считая Казань глубокой балетной провинцией. Но однажды, это было после моих успешных выступлений в Москве, я все же согласился. Приехав, попал в атмосферу доброжелательной состязательности, которая царила на фестивале, и был приятно удивлен профессионализмом местной балетной труппы, репертуаром, но самое главное — я сразу же влюбился. Влюбился без памяти в прима-балерину театра Лену Щеглову. Мне все время, на экзерсисах и репетициях, да везде, хотелось быть лишь рядом с ней. Я остался и стал ее партнером на сцене и в жизни».

А осенью в театре состоялась премьера «Дон-Кихота» — по всеобщему признанию, лучшего спектакля из репертуарной афиши Смагулова, где роль Базиля в его исполнении мастерски выстроена до самых мелочей. Он вырвался на сцену в первом действии вихревым танцем, ураганным темпераментом. Здесь, на площади Барселоны, это свой парень, весельчак и балагур, таких любят все. В его образе собрались мотивы Арлекина, Фигаро, Ромео и тореро. В танцах Смагулова-Базиля бравурная соревновательность. В темпах аллегро он мужественен и напорист, в темпах адажио — внимателен, чуток, актерски выразителен и всегда чуть насмешлив и снисходителен.

Следующий спектакль также был близок, как говаривали в старину актеры, его нутру. Это «Баядерка» с великолепным Солором — мужчиной, воином, пылким и обаятельным любовником.

В первой лирической встрече-дуэте Солора с Никией у Священного огня дается экспозиция образов. Зритель, конечно, не знает, как надо представлять тот или иной образ, роль, партию, как надо танцевать, но интуитивно чувствует, что верно, а что нет. Так вот, в первом дуэте после разлуки все происходит стремительно, страстно, влюбленные словно с жадностью пьют живительную влагу и никак не могут до конца погасить жажду. Здесь и восторг, и ликование души, и нежность необыкновенная. При этом пластика Смагулова не суетлива, в ней нет резкости, каких-то неприятных для глаз углов. Наоборот — широта исполнения как бы говорит о соответствующем размахе души поэтической, а кантилена движений созвучна письменам восточной графики. В этом дуэте зрителю дается заявка на искренность: насколько сидящие в зале поверят в то, что перед ними «чистые души», настолько потом, в третьем действии, расцветет бутон ликования свершившегося чуда воссоединения этих двух душ.

Второй акт — торжественный в целом, ведь даже знаменитый трагический танец Никии с корзиночкой — торжество ее души, а одно из составляющих этого действия — па-д’аксьон — праздник среди всех хореографических праздников. Без такой хореографии, музыки, света и цвета жизнь танца становится прозаичнее. Здесь есть все: и полеты, и вращения, и заноски, и кабриоли. Для Бахытжана движения эти существуют не сами по себе, чтобы продемонстрировать свою филигранную технику (хотя это тоже важно), а для того, чтобы утвердиться на сцене ее властелином, героем, что танцовщику прекрасно удается. Но Смагулов в этом действии герой не только сцены, а и пространства над ней. Он господин и повелитель воздуха.

В «Шурале» Бахытжан, исполняющий роль Былтыра,— крепко стоящий (в прямом смысле слова) на ногах селянин, юноша, богатырь. Это былинный или, вернее, эпический персонаж, чувствующий себя в лесу, как дома. Лес — стихия не только Шурале и нечисти, но и его, Былтыра. Показателен здесь в качестве кульминации первого акта поединок Шурале и Былтыра. Смагулов-Былтыр очень музыкален, он как бы лепит пластикой образ, где на первый план выходит не сила, а ум, смекалка.

Второе действие этого балета — сцена в деревне. И опять образ Былтыра у Смагулова описан широкими художественно-пластическими мазками, и снова это герой «от земли».

«Вальпургиева ночь» из оперы Шарля Гуно «Фауст». Вакх — Бахытжан Смагулов. Он то как вьющиеся растение экзотичен, замысловат, чуть расслаблен и похотлив, сродни Фавну Вацлава Нижинского, то мужественен, внутренне собран и прекрасен, как Аполлон. Танец Вакха-Смагулова (кроме восхищений в широте, размахе, мощи, техническом совершенстве) несет в себе некое эпикурейское начало. Этот танец — гимн радостям жизни.

Бахытжан Смагулов, кроме твердого характера, преданности в служении балетному искусству, обладает еще и пытливостью ума, любознательностью, аналитическим подходом к той или иной хореографической проблеме. Ему интересно и заманчиво танцевать роли, которые просто недосягаемы. И Бахытжан всегда добивался результата.

Бахытжан Смагулов танцует, играет многие роли у нас в театре. Мне нравится, например, еще его Тибальт из «Ромео и Джульетты», потому что это не просто балетный злодей, а в разных ситуациях персонаж разный: иногда и ласковый, и предупредительный, и улыбчивый...…

А во всех образах, созданных танцовщиком, есть пламя и стихия, но пламя и стихия — управляемые. Это Базиль и Дезире, Солор и Зигфрид, Вакх и Альберт из «Жизели».

В конце 1990-х гг. Бахытжан начал изредко давать уроки классического танца артистам балета. Рафаэль Саморуков, педагог-репетитор балета в то время, как бы невзначай поручал Смагулову такую обязанность. Бахытжану это было не в тягость. Через какое то время Рафаэль Станиславович предложил Смагулову записать его уроки (всего 24) со словами: «Пригодится когда-нибудь». Так оно и случилось.

Постоянно вести уроки Смагулов начал с 2001 года. В основе его уроков — тренаж Саморукова, но только именно в качестве основы — детали свои. Главное на уроке для Бахытжана — разогреть артиста, дать стимул к репетиционной работе, возбудить желание танцевать с азартом, вдохновением.

Кроме того, Бахытжан вводит танцовщиков-исполнителей мужских партий в различные спектакли, а также готовит артистов балета для участия в международных конкурсах. Так артист-Смагулов славно продолжается в Смагулове-педагоге.

В. Горшков 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»