|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
САМОРУКОВ РАФАЭЛЬ СТАНИСЛАВОВИЧ
(6 ноября 1935 г., г. Москва — 1 февраля 2002 г., г. Казань)
В 1962 г. окончил Фрунзенское музыкально-хореографическое училище (Кыргызстан). Одновременно в 1960—1962 гг. — артист балета Киргизского гос. академического театра оперы и балета. В 1963—1967 и 1972—1979 гг. — солист балета и педагог-репетитор Таджикского театра оперы и балета им. С. Айни. В 1967—1972 и 1968—1983 гг. работал солистом балета и педагогом-репетитором Горьковского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. В 1968—1971 и 1979—1983 гг. исполнял там же обязанности главного балетмейстера. В 1984—1985 гг.— педагог-репетитор Государственного академического Большого театра (ГАБТа) Белорусской ССР в Минске. В 1986—1990 гг. — педагог-репетитор Бурятского театра оперы и балета (Улан-Удэ), одновременно педагог выпускных классов Бурятского хореографического училища. Полгода, в театральный сезон 1989 г. работал педагогом-репетитором Будапештского театра оперы и балета (Венгрия). С 1990 г.— педагог-репетитор Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1990).
Народный артист РТ (1998).
Рафаэль Саморуков закончил хореографическое училище в 26 лет. У обычных балетных артистов это расцвет творчества или, по крайней мере, его хорошее начало. Но Саморуков — личность необычная. Многие годы он не мог найти себя, а найдя, не мог по разным причинам остаться в каком-либо театре надолго.
Первоначально Саморуков стал электриком, но чувствовал непреодолимую тягу к искусству: мог стать певцом (у него был замечательный бас), однако выбрал хореографию. Балетные спектакли Большого театра, куда Рафаэль часто ходил, стали ему ближе вокала. В хореографическое училище Москвы или Ленинграда в 22 года попасть нереально, а вот где-нибудь в Средней Азии — вполне возможно. Так был выбран город Фрунзе (позже Бишкек) в Киргизии. После окончания училища выяснилось, что танцовщика из него не получится — слишком поздно судьба привела его в хореографию, а вот хорошим актером в балете он может стать. И действительно стал. Саморуков играл в разных спектаклях роли игрового плана, скажем, Ганса в «Жизели» (хотя здесь уметь танцевать тоже надо). Он пропадал в том или ином театре с утра до ночи, учил уроки классического танца по книгам известных мастеров и наглядно, бывая на уроках различных маэстро от хореографии. И с годами Саморуков сам стал таким маэстро. Он вел тренажи артистам, репетиционные часы с кордебалетом или солистами.
Саморуков был педагогом-репетитором выдающейся таджикской балерины Малики Сабировой, выдающейся танцовщицы ХХ века Майи Плисецкой.
В 1990 году Бурятский театр оперы и балета гастролирует в Москве, где Рафаэль Саморуков уже несколько лет работает в качестве педагога-репетитора. Вот здесь его и приглашают на работу в Казань.
На первой же репетиции, а это был балет «Жизель», Саморуков понял, что балетная труппа в Казани перспективная, с ней можно работать и добиваться больших успехов. Так начались бесконечные тренажи и репетиции.
Рафаэль Саморуков с утра до ночи проводил время в балетном зале, на сцене, в зрительном зале театра. Он обладал способностью видеть произведения в деталях, работать с деталями, оттачивая их до совершеннейшего состояния, но одновременно и видел картину в целом и знал, как из мелких деталей создать архитектурный шедевр балетного спектакля.
Именно в Казани талант Рафаэля Саморукова раскрылся полностью, именно здесь он понял, что востребован и был благодарен за это и артистам, и руководству театра. Саморуков поставил (возобновил) в театре ряд спектаклей классического наследия: «Жизель» (1992), «Лебединое озеро» (1993), «Дон-Кихот» (1994, совместно с Л. Д. Трембовельской), «Спящая красавица» (1996), «Шопениана» (1998), «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст» в редакции Л. Лавровского, «Щелкунчик» (1993, хореографии В. Вайнонена в редакции Р. Саморукова).
Как человек искусства Рафаэль Станиславович Саморуков обладал острой творческой и жизненной интуицией и, бывало, говорил, что умрет от онкологии. Он умер в своей московской квартире, слушая музыку «Баядерки» — балета, который бесконечно любил.
В. Горшков
|
|