|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
САЛИХОВА РОЗА ГАВИСОВНА
Родилась 11 октября 1948 г. в д. Усы Актанышского района ТАССР. В Альметьевском татарском театре с 1969 г.
В 2003 г. окончила Институт дополнительного профессионального образования специалистов СКС и искусства, отделение «Мастерство актера драматического театра».
Заслуженная артистка ТАССР (1992).
Народная артистка РБ (1997).
Народная артистка РТ (1998).
Молодая актриса с яркими внешними данными — высокий рост, статная фигура, красивое лицо, музыкальный бархатный голос низкого тембра — пришла в Альметьевский театр, когда главным режиссером работал преданный искусству Гали Хусаинов. Он сразу ввел Салихову в репертуар. После нескольких ролей: Асия — «На подъеме» Т. Закирова, Зайнап — «Когда цветет молодость» И. Катиева, Гульсум — «Бишбуляк» Т. Гиззата, Гульчачак — «Эх, уфимские девушки» И. Абдуллина — режиссер в 1975—1976 гг. поручает ей разные по характеру, национальности, времени и месту действия роли. Героинь звали Мирандолина — «Трактирщица» классика итальянской драматургии К. Гольдони и Шамсекамар в одноименной драме М. Аблиева. Активная, целеустремленная, жизнерадостная, темпераментная, с чувством юмора, тонкого лукавства Мирандолина, какой ее делала актриса, и совершенно иной типаж — Шамсекамар. Последняя жила в дореволюционной, темной татарской деревне с вековыми канонами ислама, тихая, безропотная женщина, которая порой пыталась говорить что-то в свою защиту.
Эти героини были искренни, женственны, жизнеподобны. Обладая мастерством перевоплощения, артистка создавала совершенно противоположные образы. Например, ничего общего не было между ролями Шафак («В ночь лунного затмения» М. Карима) и Дильбар («Без ветрил» Н. Исанбета), сыгранными в театральном сезоне 1973—1974 года. Трагическая Шафак — жертва дедовских законов, в которых нет места для свободы духа. Актриса использовала здесь сдержанные, строгие, лаконичные приемы игры. Но за внешней формой скрывались душевные страдания молодой женщины. Рядом с ней легкомысленная Дильбар, восторженно верещавщая о том, что необходимо помочь белой армии. Далее артистка показывала последовательное изменение сущности своей героини: как из беззаботной гимназистки Дильбар превращалась в степенную жену нэпмана, довольную жизнью.
Шли годы, постепенно Салихова стала переходить на возрастные роли. Одной из самых значительных ее ролей в 1990-х годах стала Танкабика в той же трагедии М. Карима, в которой девять лет назад она играла Шафак. Теперь ее героиня была сильной, властной главой рода. Под ее началом были мужчины. Но и в этой сдержанной, казалось, крепко стоящей на земле женщине была рабская покорность власти шариата. И она своей рукой отправляла родного сына на гибель. Невероятное горе разрывало ее сердце, но она оказалась рабыней.
В эти же девяностые актриса сыграла еще одну героиню с непростой драматической судьбой — Фатыму в спектакле «Любишь, не любишь» Ф. Булякова. Она — тихая, покорная, всю жизнь ждала от мужа слов любви. А ему было некогда, он строил колхоз, социализм. И только на исходе жизни, поняв бессмысленность своих «подвигов», он пытается ей сказать о своей любви, но она уже не слышит его и так же тихо, как и жила, уходит в вечность.
И в последние десятилетия Салихова продолжает много играть. Это холодная Муршида — «Осенний романс» З. Хакима; измотанная жизнью Майшакар — «Скандал за сценой» Амануллы; ревнивая, постоянно следящая за мужем, громогласная пожилая Разия — «Здравствуйте» Т. Миннуллина; крикливая, шумная мещанка, сплетница Туганым — «Банкрот» Г. Камала; Мать — «Мамуля» С. Белова, в которой по ее скованному поведению, осторожности, боязливому выражению глаз можно понять, что мать совсем недавно выпустили из тюрьмы.
Кого бы не играла актриса в драмах, комедиях, трагедиях, везде ее героини внутренне интенсивны, в них есть четкая жизненная определенность, психологическая убедительность, живость, естественность игры. Потому она востребована в театре, где у нее есть свое, только ей присущее место.
И. Илялова
|
|