|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
САФИН НУРИАХМЕТ ВАЛИАХМЕТОВИЧ
Родился 15 декабря 1946 г. в д. Степная Шентала Алексеевского района ТАССР. В 1966 г. окончил Казанское театральное училище, в 1983 г. филфак Башкирского государственного университета. С 1966 года работал директором СДК в родной деревне.
С осени 1968 г. — актер Республиканского передвижного театра (ныне театр драмы и комедии им. К. Тинчурина).
С 1987 г. работает в Татарском театре-студии (ныне Татарский государственный театр юного зрителя им. Г. Кариева).
Заслуженный артист ТАССР (1986).
Народный артист РТ (1994).
Заслуженный артист РФ (2007).
В 1968 году в Передвижной театр пришел рослый, обаятельный молодой актер с улыбчивым лицом, выразительными глазами, красивым грудным голосом баритонального тембра. Ему сразу начали давать роли в спектаклях разного жанра — драмах, комедиях, музыкальных пьесах. Если Хамит в пьесе «Фундамент» был человеком довольно равнодушным, то его Ризван был представителем веселой, жизнерадостной студенческой компании в спектакле «Зарок» (обе пьесы Т. Миннуллина); а рядом был романтический Ильдар — «Страна Айгуль» М. Карима и совершенно непохожий на него Эварис — «К нам прилетели соловьи» И. Юзеева, где герои вместе со старым Хамзиным размышляли о серьезных проблемах человеческого бытия, духовности и бездуховности. То есть актер постепенно вырастал в разнопланового исполнителя. Сафин играл много, но когда начал создаваться Молодежный татарский театр, то он, подхваченный идеей нового дела, ушел из тинчуринского театра. Практически наряду с Ф. Хабибуллиным он стоял у истоков сегодняшнего татарского ТЮЗа.
Имея за плечами большой актерский опыт, он с первых дней работы на новом месте начал создавать разнохарактерные образы: профессор Арсланов — «Суд совести» Д. Валеева, Юлдаш Адамович — «Ночь пресыщения» Б. Мокаева, поэт Х. Такташ — «Угасшая звезда» Ф. Байрамовой, президент фон Вальтер — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, Нигматулла — «Проблема помады» И. Богданова, Старшина — «Черная Колыма» И. Салахова, Капитан — «Ночные звезды» Ш. Ракипова. Как и раньше, актер играл и главные, и второстепенные роли.
Гибкая пластика, хорошие музыкальные данные помогли Сафину и при создании образов Муталлапа — «Проделки женщин» Ш. Зайни, Карим-бая — «Башмачки», либретто Т. Гиззата, муз. Дж. Файзи, клоуна Шакира — «Прощай, Хайбуш» И. Юзеева, Энабая — «Ежик ищет друзей» Р. Курбана, Ахмата — «Встреча друзей» Ф. Яруллина, Хамзина — «К нам прилетели соловьи» И. Юзеева, Такырбаша — «В далекие времена» Амануллы. Несомненно, этому способствовало постоянное стремление актера к совершенствованию актерского мастерства.
В целях повышения профессионального мастерства в 1993—1997 гг. Сафин проходит стажировку в Школе-студии МХАТ им. А. П. Чехова под руководством О. П. Табакова и О. Н. Ефремова. И здесь, создавая образ Петрина в спектакле «Механическое пианино» по А. Чехову, он показывает себя как мыслящий, правдивый артист.
В 1996 году на Международном фестивале детских и юношеских театров в г. Ростове-на-Дону за исполнение главных ролей — Юлдаша Адамовича в спектакле «Ночь пресыщения» Б. Мукаева и Охотника в сказке «Проделки охотника» Н. Даули, Нуриахмет Сафин получил высокую оценку жюри фестиваля. На Республиканском фестивале им. К. Тинчурина за ту же роль Юлдаша Адамовича он удостоился звания лауреата.
Высокое актерское мастерство, профессиональное, ответственное отношение к работе проявилось при создании образа поэта-классика XX века Хади Такташа в спектакле «Вспыхнувшая звезда» Ф. Байрамовой. И не случайно фондовые записи отрывков из этого спектакля на Берлинском и Баварском телевидении были сделаны именно с его участием.
Особый успех у зрителей завоевали роли, созданные Сафиным в спектаклях сегодняшнего репертуара театра: Мужчина — «Осенняя рапсодия любви» Р. Шарипова, Отец Сантьяго, Мелхеседек, Торговец хрусталя — «Алхимик» Пауло Коэльо, Йагкуб — отец Юсуфа — «Юсуф и Зулейха» Кул Гали, Социал — «Как стать миллионером?» М. Гилязова, Зияя-бай — «Башмачки», либретто Т. Гиззата, муз. Дж. Файзи. Эти роли снискали любовь не только у зрителей Татарстана. География гастролей Сафина вместе с театром широка. Спектакли с его участием состоялись во многих регионах Российской Федерации, в странах СНГ и ближнего зарубежья. Гастроли в г. Москве, в Нижнем Новгороде, в Уфе, где зрителям были предложены спектакли «Юсуф и Зулейха», «Сенной базар», «Король Лир», «Умырзая», «Как стать миллионером?» прошли с большим успехом.
Сафин убедительно играет в спектаклях любого типа — в сказках, комедиях, драмах. Достаточно вспомнить роли Дива Салыптаптара в сказке «Прекрасная Аппаксылу» Р. Сагди, Администратора в комедии «Люкс № 13» Рэй Куни. А образ Короля Лира в одноименной трагедии В. Шекспира занимает особое место в репертуаре актера. В течение многих лет он мечтал сыграть Короля Лира. Его заветная мечта осуществилась. Спектакль был приурочен к 60-летию актера. Пьеса была значительно сокращена. Но осталось главное. Сафин раскрывал разнообразные проявления характера — величавость, самоуверенность, раздражение, озлобление, отчаяние. Актер постепенно подводил своего героя к пониманию ошибки всей жизни, осознанию бедственного положения народа. Неслучайно он акцентировал слова Лира — «вы бедные, нагие несчастливцы, как мало я о вас думал прежде».Совершенно очевидно, что роль Лира стала результатом работ предшествующих десятилетий, набранного опыта. «Король Лир», предложенный зрителям в рамках Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», привлек внимание критиков фестиваля и был отмечен как успех актера.
Работая в театре Г. Кариева со дня его основания, актер вносит значительный вклад в процесс воспитания подрастающего поколения. За 24 года своей творческой деятельности в Театре юного зрителя он бесконечное число раз представал перед детской и юношеской аудиторией, даря ей радость встречи с искусством.
И. Илялова
|
|