|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
РОМАНОВА (СЛАВУТСКАЯ) СВЕТЛАНА ГЕННАДИЕВНА
Родилась 24 декабря 1952 г. в г. Потсдаме (ГДР). В 1975 г. окончила факультет культпросветработы Челябинского института культуры и была принята актрисой в Челябинский областной драматический театр. В 1981—1986 гг. актриса Читинского театра, в 1986—1995 гг.— Ростовского академического театра им. М. Горького, с 1995 г. работает в Казанском академическом Большом драматическом театре им. В. И. Качалова.
Заслуженная артистка РСФСР (1986).
Народная артистка РФ (2002) и РТ (2007).
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2010).
Начало работы Светланы Романовой на сцене Казанского Большого театра пришлось на тот период ее творческого пути, когда актриса должна была переходить от ролей молодых героинь, которых она еще играла на сцене Ростовского театра, на роли героинь преимущественно зрелого возраста и характерные. Однако такие роли бытового плана, как Устинья Наумовна («Банкрот» А. Н. Островского) и Тадрахова («Мораль пани Дульской» Г. Запольской), с которых началась ее карьера в Казани, оказались совершенно не соответствующими ее творческой индивидуальности. Она уверенно, с подчеркнутым артистизмом сыграла роль жены профессора Персикова в мюзикле В. Дашкевича на сюжет повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» и с некоторым надрывным драматизмом роль Ларисы в пьесе Н. В. Коляды «Куриная слепота», стареющей актрисы, которая в отчаянии от надвигающейся необходимости проститься со сценой пытается спастись бегством в никуда.
Образ графини Голицыной в сценической версии повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», созданный Романовой средствами сценического гротеска (приз за лучшую женскую роль на международном театральном фестивале «Камерата-транзит» в г. Челябинске в 2003 г.), занял особое место в репертуаре актрисы, обозначив в некотором смысле новый этап ее творчества. Несколько отстраненная, существующая в каком-то давно уже ушедшем мире, живущая более воспоминаниями, чем реальной жизнью, и оттуда, из этого ушедшего мира, выдающая окружающим свои директивы, графиня Романовой являет собой фигуру своеобразно ассоциативную и инфернальную одновременно, воплощая в себе некий символ эпохи крепостничества и оккультизма. И если в повести ей отведена, по сути, служебная, хотя и роковая роль, то в спектакле она занимает безусловно центральное место.
Образ Целии Пичем в мюзикле К. Вайля — Б. Брехта «Трехгрошовая опера» Романова рисует более приземленно, но тоже в значительной степени средствами сценического гротеска, яркими и выразительными. Верная помощница мужу и любящая мать, Целия Романовой хорошо ориентируется в среде хищников, зорко следит за каждым шагом своих противников и конкурентов, готовая в любой момент вцепиться в горло тому, кто посягнет на ее собственность. Немногословна и внешне мало действенна роль Капитана НКВД в спектакле «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком» по сценарию И. Квирикадзе. Романова выстраивает роль преимущественно на внутреннем действии и делает это в очень жестком рисунке, когда каждый жест, каждый поворот головы, движение глаз несут определенную смысловую нагрузку. Именно из этих почти незаметных черточек складывается в результате образ жестокого, беспощадного палача, преданного и безукоризненно честного служаки, на которых держалась идеологическая сыскная система подавления и самоуправства.
Творческой индивидуальности Романовой свойственно в процессе работы выстраивать жесткую конструкцию роли, определять движение своей героини к избранной жизненной цели на каждом отрезке пути. Скрупулезное изучение драматургического материала, привлечение дополнительных литературных, исторических источников входит в этот процесс обязательной составной частью и помогает найти дополнительные краски для характеристики образа. Для роли Хизионы («Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу) актриса нашла краски удивительно нежные и светлые. Ее героиня, изящная светская дама, появляется в первом акте светящейся от радости встречи с родным домом, с чудаковатым отцом.
Роль Раневской («Вишневый сад» А. П. Чехова, приз за лучшую женскую роль на всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» в Самаре в 2007 г.) потребовала от актрисы особенно углубленной работы над психологическим содержанием образа. Ее Раневская устала, измотана жизнью в Париже, встреча с домом, с прошлым повергает ее в смятение. Но от Парижа она уже не может отказаться, вишневый сад в ее душе продан уже давно.
Клара Цеханасьян («Визит дамы» Ф. Дюрренматта) — наиболее трагический образ в репертуаре Романовой, женщина-манекен, в которой остались лишь отдельные проблески жизни и которая вернулась в родной город, чтобы поставить крест на могиле своего прошлого. Она позволяет себе расслабиться лишь на короткий миг, вспомнив о своем девичьем счастье. Виртуозно выстраивает Романова роль Москалевой («Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского). Чрезвычайно амбициозной даме с замашками светской львицы губернского масштаба, вынужденной влачить свой век в заштатном городишке, представляется вдруг возможность вырваться из пошлой среды и внедриться в высшее аристократическое общество, породнившись с князем, правда, наполовину уже выжившим из ума. Романова очень выразительно показывает, как эта чудодейственная мысль овладевает сознанием ее героини и мобилизует все ее силы на осуществление возникшего в ее мозгу проекта, как стремительно она начинает действовать, приводя в движение все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, с завидной находчивостью преодолевая возникающие преграды, как торжествует в предвкушении победы. Актриса не жалеет красок для всесторонней характеристики своей героини, создавая объемный, законченный образ провинциальной «светской львицы» с ее целенаправленным воображением: она и заботливая мать, и крепкая хозяйственница, и тонкий дипломат, держащий в своих цепких руках городское общество.
За 16 лет работы на сцене театра им. Качалова Романова сыграла четырнадцать ролей, выявивших все богатство ее разнообразных творческих возможностей. Она знает и любит литературу, автор многих литературных композиций, на основе которых в театре проводились театрализованные представления в связи с юбилейными датами: 100-летием со дня рождения народного артиста СССР Н. И. Якушенко, 210-летием русского театра в Казани, 120-летием со дня рождения народного поэта Г. Тукая. Как мастер художественного слова, С. Г. Романова выступает с большими литературными программами. Занимается педагогической работой.
Ю. Благов
|
|