|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ПРЫТКОВ ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 25 января 1948 г. в с. Левашево Алексеевского района ТАССР. В 1968 г. окончил Казанское театральное училище и был принят в Казанский академический Большой драматический театр им. В. И. Качалова.
Народный артист ТАССР (1989).
Народный артист РФ (2007).
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая (2009).
Острая характерность как основополагающее качество творческой инди-видуальности Прыткова выявилась в нем буквально с первых ролей, сыгранных им на сцене Казанского Большого театра. Фигура Гекльберри Финна в инсценировке романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» в исполнении Прыткова выглядела экзотической как по внешности — костюму, гриму, так и по манере поведения, по выявленному характеру отчаянного подростка, все существование которого являло собой протест и вызов окружающему обществу. Старательно соответствуя общему замыслу и стилю постановки, сыграл Прытков Мальчика в «Медее» и Музыканта в «Бале воров» Ж. Ануйя и блеснул красочностью и заостренностью рисунка в роли писаря Перы («Госпожа министерша» Б. Нушича), весь облик и поведение которого выражали восторг и преданность перед новоявленной министершей.
Два десятка ролей молодых героев, сыгранных Прытковым в современной драматургии 1970-х годов, были отмечены стремлением разобраться в существе характера своего современника, его внутреннем содержании, понять психологические и материальные мотивы его поступков. Интересны были в ходе этого исследования роли Васи («Необыкновенный подарок» Е. И. Габриловича, С. Г. Розена), Узелкова («Жестокость» по повести П.Ф.Нилина), Фредерика («В этом милом, старом доме» А. Н. Арбузова), Толика и Пашки («Долги наши», «Самая счастливая» Э. Я. Володарского). Значителен был для творческого развития актера образ Сотникова («Перекресток» по произведениям В. В. Быкова), человека, оказавшегося в сложной ситуации перед необходимостью жесткого нравственного выбора. Среди классических ролей, сыгранных Прытковым в этот же период, Глумов в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Базаров в сценической версии романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», Дробязгин в «Варварах» М. Горького.
Роли Эбина («Любовь под вязами» Ю. О’Нила) и Кинга («Смотрите, кто пришел!» В. К. Арро) давали возможность актеру расширить свой репертуар в сторону остродраматических ролей. В этих ролях находили выход внутренний темперамент актера, потребность открытого выражения чувств.
Прытков начинает пробовать свои силы и в режиссуре, ставит спектакли «О любви и печали» Ю. Жуховицкого, «Берегите белую птицу» Н. И. Мирошниченко, «Блез» К. Манье и «Приглашение в замок» Ж. Ануйя, создает антрепризный «Театр-99», где ставит ряд спектаклей, свидетельствующих о безусловном режиссерском таланте Прыткова, его умении создать выразительную форму спектакля, точно и действенно передать авторскую мысль. Поставленные им в этом театре спектакли: «Фрекен Жюли» А. Стриндберга, «Вкус меда» Ш. Дилени, «Лолита» Э. Олби по роману В. В. Набокова, «Дурра» М. Ашара, «Sorry» А. М. Галина — стали заметным театральным событием, вызвали неподдельный общественный интерес яркостью, оригинальностью, театральностью формы, глубиной и выразительностью актерских работ, гражданственностью содержания и точной направленностью мысли.
В этот же период Прытков создает и свои наиболее крупные актерские работы. В довольно слабом спектакле «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя роль Кочкарева, сыгранная Прытковым, была самым ярким явлением, в наибольшей степени воплотившим в себе авторскую мысль. Это был истинно гоголевский образ, в котором четко присутствовало некое инфернальное начало. Этот Кочкарев, как черт из табакерки, появлялся всякий раз неизвестно откуда и так же стремительно исчезал, а, появившись, создавал вокруг себя атмосферу необыкновенного и непонятного ажиотажа, вовлекая своих собеседников в непонятную круговерть, сбивая их с толку, словно пытаясь всеми силами сдвинуть с места застоявшуюся жизнь. Именно Кочкарев был центром этого спектакля.
Поистине концертным было исполнение Прытковым роли Менахема в «Поминальной молитве» Г. И. Горина. Актер нашел для своего героя точную манеру речи, жестикуляцию, внутренний и внешний темперамент. Неподдельная увлеченность, с которой герой Прыткова добивался осуществления своих целей, захватывала публику, которая с интересом и явным сочувствием следила за всеми производимыми им манипуляциями и хитроумной аргументацией. Очень точный, легко узнаваемый социальный портрет создавал Прытков в образе Зорро («Куриная слепота» Н. В. Коляды). Существование в жанре сценического гротеска, на грани реального и чего-то сверхъестественного, сугубо театрального, но безусловно оправданного изнутри свойственно творческой индивидуальности Прыткова и в наибольшей степени позволяет ему проявить свое профессиональное мастерство. Именно в ролях, предоставляющих ему возможность такого существования, он добивается наибольшей выразительности и внутренней убедительности. Его Зорро был убедителен и жизненной, и театральной правдой, органическое сочетание двух этих правд и создавало эффект искусства.
На роль Городничего в спектакль по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Прытков был введен после ухода из театра первого исполнителя этой роли. Ввод в уже сложившуюся в спектакле систему отношений — всегда огромное испытание для актера. Прытков справился с поставленной задачей в высшей степени профессионально: вполне корректно войдя в готовый рисунок спектакля, он вместе с тем создал свой образ Городничего, вполне самостоятельный, оригинальный и убедительный. Его Городничий был прежде всего хитер и достаточно умен, чтобы не обманываться по поводу Хлестакова. Он быстро сообразил, что это за птица и как ей можно воспользоваться, цепко ухватившись за предоставившуюся вдруг счастливую возможность вырваться самому в недоступные прежде сферы. Любопытства почтмейстера он не предусмотрел, пострадав от результатов собственной же науки.
За сорок с лишним лет работы на сцене Качаловского театра Прытков сыграл множество ролей, многие из которых были весьма заметным явлением театральной жизни. Не менее значимы были и его режиссерские работы. Наконец, многие годы он преподает в Казанском театральном училище и в Казанском университете культуры и искусств. Можно с полным правом утверждать, что творчество Г. Н. Прыткова вписало яркую и своеобразную страницу в театральную историю города.
Ю. Благов.
|
|