|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ПРЯХИН ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ
Родился 18 сентября 1963 г. в г. Самарканде Узбекской ССР. С 1980 г. работает в Самаркандском русском драматическом театре, с 1985 г. — актер этого театра, в 1995—1996 гг. — актер Бугурусланского театра, с 1996 г. актер Бугульминского русского драматического театра им. А. В. Баталова, одновременно с 2003 г. режиссер, с 2008 г. — главный режиссер.
Заслуженный (2005) и народный (2010) артист РТ.
Премудрости актерского ремесла Владимир Пряхин осваивал исключительно на практике. После окончания школы он пришел в Самаркандский русский театр, куда его приняли на должность реквизитора. Затем, после службы в армии вновь вернувшись в родной театр, он два года работал в бутафорском цехе, а с 1985 года был переведен в актерский состав, поскольку уже продемонстрировал свое мастерство, участвуя неоднократно в массовых сценах и в эпизодах. После восьми лет работы, сыграв множество самых разнообразных и по характеру, и по объему драматургического материала ролей, он накопил достаточный сценический опыт. Захотелось большей самостоятельности. В 1994 г. он перебрался в Крым, поработал художественным руководителем клуба войсковой части в Севастополе, затем сезон проработал в Бугурусланском театре, в 1996 г. оказался в Бугульме.
Ситуация в Бугульминском театре в этот период была непростой, после ухода главного режиссера А. И. Ларичева постоянных режиссеров в театре не было, приглашались разные режиссеры на разовые постановки. После их отъезда следить за состоянием спектакля было некому. И Владимир Пряхин, человек, безусловно, не только одаренный, но и увлеченный, преданный театральному делу, взял этот труд на себя, присматриваясь во время репетиций, что и как делал режиссер, какие требования предъявлял к актерам, как выстраивал ту или иную сцену. Но профессиональных знаний, очевидно, не хватало. В 1997 г. он поступил в Казанскую академию культуры и искусств, проучился три года, в 2002 г. окончил Академию переподготовки работников искусств, культуры и туризма в Москве по программе «режиссура драмы». И начал пробовать свои силы в режиссуре.
Среди первых его постановок детские сказки и комедии: «Анчутка» Б. Метальникова, «Чиполлино и его друзья» С. Прокофьевой, И. Токмаковой, «В стране ГИБДДелии» Э. Сибгатуллина, «Приключение апельсинового автобуса» Н. Уполовникова, «Любовь по объявлению» Б. Рацера, маленькие комедии А.Чехова («Предложение», «Юбилей»), в которых режиссер проявил изобретательность, богатство фантазии и подлинную увлеченность. Затем среди его постановок появляются проблемные пьесы, затрагивающие сложные вопросы человеческих взаимоотношений, требующие глубокой психологической разработки характеров: «Сад без земли» Л. Разумовской, «Очень простая история» М. Ладо, «Именины с костылями» С. Лобозерова, «Последний герой» А. Марданя. Работая над спектаклем, Пряхин стремится не столько подчинить актеров своей воле, сколько пробудить их творческую фантазию, объединить усилия всех участников спектакля в коллективном сотворчестве. Возглавив художественное руководство театром, он большое внимание уделяет работе с молодыми кадрами, стремится пробудить в них интерес и желание работать в своем театре, сплотить коллектив в единую творческую семью.
Одновременно Пряхин продолжает работать актером, играет и в своих спектаклях, и у приглашаемых режиссеров. В его репертуаре роли разнообразного плана, среди которых Ипполит и Подхалюзин в пьесах А. Островского «Не все коту масленица» и «Свои люди, сочтемся», Люсьен («Черная невеста» Ж. Ануйя) и Родольфо («Цилиндр» Э.де Филиппо), Звездочет («Легенда о любви» Н. Хикмета) и Аскер («Аршин мал алан» У. Гаджибекова). Музыкальность, пластичность, умение импровизировать по ходу спектакля, яркая зрелищность, эффектность сценического поведения, внимание к костюму и аксессуарам образа, стремление к занимательности и интриге в передаче сути изображаемого персонажа делают работу актера запоминающейся, вносят своеобразие в творческую палитру театра.
Ю. Благов
|
|