• 27.10 "Мио, минем Мио", 6+, Кариев театры, 18:00
  • 28.10 "Ләйлә вә Мәҗнүн" , 12+, Кариев театры, 18:30
  • 29.10 Микулай, 12+, Кариев театры, 18:30
  • 30.10 Премьера!"Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00 һәм 13:00
  • 30.10 "Яратып туялмадым", 16+, Кариев театры, 18:00
  • 31.10 Премьера "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00
  • 31.10 "Шәй-бу, Шай-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 01.11 Юрий Шатунов. КСК "Уникс". 19:00
  • 02.11 "Хикмәт әкиятләре", 6+, Кариев театыр, 18:00
  • 03.11-07.11 Ришат Төхвәтуллин. Сула. КСК "Уникс"
  • 04.11 "Корт", 12+,Кариев театры, 18:00
  • 05.11 Премьера! "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 13:00
  • 05.11 "Мәхәббәт күгәрченнәре", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 06.11 "Кәҗүл читек", 6+, Кариев театры, 13:00
  • 06.11 "Шәй-бу, Шәй-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 07.11 "Сәлам, Актәпи",3+, Кариев театры, 13:00
  • 07.11 "Ак чәчәкләр кебек...", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 10.11 Валерий Меладзе. Татнефть Арена. 19:00
  • 10.11 "Озын-озак балачак", 12+, Кариев театры, 18:30
  • 20.11-24.11 Гүзәл Уразова һәм Илдар Хәкимов. КСК "Уникс"
Бүген кемнәр туган
  • 25 Октябрь
  • Нурихан Фәттах (1928-2004) - язучы
  • Афзал Таһиров (1890-1937) - язучы
  • Мамадыш районында иртә буаз тана сатыла, бәясе килешү буенча, тел.89172470972
  • Бер булмэле квартир,гостинка,студия снимать итэм,укып эшли торган татар кызы,ДРКБга якын булса бик яхшы булыр иде или якын-бирэ районрдан советский,и тд.2булмэле квартирга бер кыз янына подселениега да керергэ риза.тел:8962-575-68-53.
  • Корбанга, гакыйкә, нәзергә сарыклар бар. Казанга, Биектауга, Питрәчкә китереп бирәбез. Барлык бәясе 8000 мең. 89179113219
  • УБОРЩИК ТЕРРИТОРИЯ (ДВОРНИК) ИР КЕШЕ ЭЗЛИБЕЗ ЭШ УРЫНЫ УЛ.ЧУЙКОВА УРНАШКАН, 67 ЯШЬТЭН ОЛЫ БУЛМАСЫН! 5/2 7:00,16:00 БЕР СЭГАТЬ ОБЕД ЗАРПЛАТА 15-17 МЕН ТЕЛ 89957664503
  • Открыта вакансия на должность бухгалтера , экономиста в бюджетное учреждение в с.Актаныш тел 88555232062, 88555232034
  • Ноябрь бэйрэмендэ суелачак яшь ярымлык угез итенен ике ал боты сатыла.кг 330 сумнан тел 89027113070
  • Телэче районы Шэтке авылында йорт сатыла.Газ, су кергэн. 89534073195
  • Торле породалы тавыкларны бик арзан бэягэ сатабыз. Кученеп киту сэбэпле 89274897219
  • В Казани семейная пара снимем однокомнатную квартиру, без детей и животных, РИЭЛТОРАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ!!! 89046705587(18+КУ)
  • Детскому саду №100 Советскому району требуются воспитатели,ст.медсестра адрес ул.Кирпичная 2а телефон 295-54-15
 
 

 
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

НУРУЛЛИНА ДАНИЯ НУРГАЯЗОВНА

Родилась 23 августа 1946 г. в Казани.
В 1966 г. окончила Казанское театральное училище (курс Н. Гайнуллина) и была принята в труппу Академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1981).

Народная артистка РТ (1991).

Заслуженная артистка РФ (2010).

Известно, что на развитие человека, на формирование его характера, на выбор профессии большое влияние оказывает семья. Дания Нуруллина выросла в семье, которая любила собирать гостей, любила петь, танцевать, а маленькая девочка с юных лет вбирала в себя красоту родных песен, танцев. Когда Дания поступила в школу, записалась в танцевальный кружок. А потом ходила в специализированные танцевальные кружки разных дворцов культуры — при заводе «Искож», фабрике Меховщиков. В начале 1960-х годов Дания занималась у З. Чарушиной, бывшей балерины, которая посоветовала ей поступить в театральное училище. После 8-го класса девочка подала документы, но ее не приняли, посоветовав ей подрасти. На следующий год, по окончании 9-го класса Дания вторично подала заявление. И ее приняли. Руководителем курса был Празат Исанбет, тот самый, который не принял ее в прошлом году.

Исанбет очень интересно вел занятия по актерскому мастерству, этюдным методом. Но через год он ушел. После него короткое время с курсом работал Р. Бикчантаев. Затем руководителем курса был назначен известный актер камаловского театра Нажиб Гайнуллин, который и выпустил его в 1966 году. Двоих выпускников — Данию Нуруллину и Роберта Абульмамбетова приняли в камаловский театр. Когда Дания еще училась на втором курсе, режиссер камаловского театра Ш. Сарымсаков пригласил девушку на сложную драматическую роль Шафак в спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима. Конечно, у студентки еще не было ни опыта, ни мастерства, однако природный темперамент, молодое вдохновение позволили Нуруллиной выдержать серьезный экзамен. Более того, ее назначили играть премьерный спектакль, что вызвало переполох и недоумение внутри коллектива. А Мустай Карим, приехавший на премьеру, горячо поблагодарил юную исполнительницу.

Сценическое обаяние, яркие горящие глаза, улыбчивое доброе лицо, бьющий через край темперамент позволили художественному руководству театра с первого же года работы использовать актрису не только в массовых сценах, через которые проходят все молодые актеры, но и давать ей основные роли. Так, уже зимой 1966 года, то есть всего через несколько месяцев с начала работы в театре, Дания сыграла Айслу — «Миркай и Айслу» Н. Исанбета. Сам спектакль, поставленный М. Салимжановым — молодым новым главным режиссером, сыграл важную роль в дальнейшей судьбе театра. История любви, вступающей в конфликт с деспотической моралью, предстала в новом свете. Глубокий трагизм передавался через образы жителей дореволюционной деревни, находящихся в цепях невежества, в духовной кабале обычаев и дедовских законов. Юная, счастливая, впервые полюбившая Айслу в сцене деревенского жуткого самосуда брела сквозь орущую, глумящуюся толпу с искаженным от ужаса, позора, горя лицом, в разорванном белом платье. А далее актриса с потрясающим душу человека умением передавала момент так называемого лечения уже сошедшей с ума девушки. Она кричала от страха, вырывалась из цепко державших ее рук и умирала.

После небольшого перерыва, связанного с рождением дочери, которую символично назвали в честь первой роли Дании, Айслу, актриса продолжает почти каждый год создавать новые образы. Они разные не только по сюжету, но и по характеру исполнения. Скажем, в один и тот же период сыгранные юная жизнерадостная Сайра («Мужчины» Т. Миннуллина) не была схожа с тихой скорбной Ириной, приходящей к Ленину просить за осужденного брата — «Третья патетическая» Н. Погодина; они обе не похожи на нелепую мещанку Мастуру — «Портфель» Н. Исанбета и, само собой разумеется, на Варю — «Одна ночь» Б. Горбатова — мужественную, суровую девушку военных лет. Во всех этих ролях молодых героинь — Чачак — «Кул Гали» Н. Фаттаха, Наиля — «Сквозь поражения» Д. Валеева, Смеральдина — «Король Олень» К. Гоцци, Сажида — «Казанское полотенце» К. Тинчурина, Юлдуз — «Перед свадьбой» Х. Вахита, Катэ — «Бабьи сплетни» К. Гольдони и др. есть одна, отличительная особенность. При всем разнообразии образов — горячих, темпераментных и не очень — чувствуется поэтическая, внутренняя эмоциональная суть самой актрисы, при разных обстоятельствах жизни сохраняющей мажорное мироощущение, стремление к интенсивным полнозвучным чувствам, любовь к жизни.

Позже раскованное, экспансивное своеобразие Нуруллиной позволили ей без особых проблем перейти к возрастным ролям, где во всю мощь выявились острохарактерные грани ее актерской индивидуальности. Такова ее Марфуга («Голубая шаль» К. Тинчурина): вызывающе яркая, внешне красивая, богато одетая, соответствовала внутренне наглой, громогласной, бесстыдной сущности героини актрисы. В те же 1980-е годы Нуруллина сыграла роль многодетной матери Гульфины в спектакле «Колыбельная» Т. Миннуллина. Совершенно иной, чем у Марфуги, характер. Мягкий юмор, незлобивая ирония наряду с материнской душевной теплотой присущи Гульфине. Образ отличался цельностью, естественной, безыскусной непосредственностью, мастерством перевоплощения.

Психологическая точность в сочетании с уравновешенностью были характерны Саиме — «Приехала мама» Ш. Хусаинова, Дильфузе — «Прости меня, мама» Р. Батуллы, Муршиде — «И снилось мне» З. Хакима, Люцие — «Баскетболист» М. Гилязова.

Две роли: Гарпина — «Зятья Григория» и Ханифа — «Одержимый» Т. Миннуллина, сыгранные в 1995 и 2008 годах, по свойству типов, по разнообразию красок, использованных актрисой, говорят о широте творческого диапазона Нуруллиной. Если Гарпина — шумная, быстрая, хваткая, деловая, громогласная, требующая удовлетворения своего права, то манера игры Ханифы, напротив, предельно сдержанная. Мягкая, тихая, тяжело переживающая за судьбу сына мать. Она неслышно ступает по земле. Ее глаза внимательно следят за сыном. И столько неизбывной печали во всем облике матери, что скорбью отзывается в сердцах зрителей! Эти краски артистка впервые использовала в своем искусстве.

Дание Нуруллиной уже за 60. Но она по-прежнему молода, по-прежнему ярко горят глаза. А одной из причин сохранения молодости души, наверное, является то, что она не завистлива, разного рода интриги обходят ее стороной, со всеми доброжелательна, приветлива.


И. Илялова
 

▲ Өскә

Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татарстан Диния нәзарәте
ЕлМай
Татар телен саклау һәм үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»
Piter.tatar