|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
МУХАМЕТГАЛЕЕВА ЛУИЗА ИЛЬДУСОВНА
Родилась 16 октября 1960 г. в г. Казани. В 1978 г. окончила хореографическое отделение Казанского музыкального училища, в 2007 г. — Казанскую государственную консерваторию по специальности «Педагог-балетмейстер». В 1978—2009 гг.— солистка балета Татарского театра оперы и балета, одновременно с 2002 г. — педагог-репетитор этого же театра. Одновременно в 1993—1998 и 2002 гг.— педагог Казанского хореографического училища.
Заслуженная артистка РТ (1990).
Народная артистка РТ (1997).
Луиза окончила хореографическое училище, получив в конце выпускного вечера красный диплом.
Первые сольные роли получила не сразу: невеста в «Лебедином озере», испанский танец там же — это на третий год работы в театре. Еще через год — па-де-труа опять же в «Лебедином озере» (необходимо отметить, что этот балет сыграл огромную роль в творческой судьбе балерины). В приобретении сценического опыта, когда создается сценический образ, исключительно важной стала роль Царь-девицы из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок» в постановке балетмейстера Ларисы Исаковой в 1984 году.
В сцене первой встречи Ивана и Царь-девицы (а она предстает перед юношей в образе Жар-птицы) танец Мухаметгалеевой выстроен на прыжковых па полетного характера. А в сценах с Царем-батюшкой пластический диалог был насыщен комедийными ситуациями, хотя жесты, поступь Царь-девицы оставались плавными, величавыми. И везде — игровые моменты с мимикой, характерными жестами, где Луиза училась выразительности и что в дальнейшем имело положительное значение в ее артистической практике. В 1985 году в театр для возобновления постановки «Лебединого озера» приехала из Ленинграда Нина Александровна Федорова. Постановочные репетиции шли своим чередом, Луиза Мухаметгалеева стояла где-то в кордебалете и старалась не «выпадать» из общей линии. Вдруг ее пригласили в кабинет главного балетмейстера, где в кресле сидела Федорова, которая, едва за девушкой закрылась дверь, заявила: «Мы тут подумали и решили включить тебя в состав Одетты-Одиллии»,— и вопросительно взглянула на Луизу. От неожиданности у балерины перехватило дыхание и почти автоматически она произнесла: «Не-е, я не справлюсь!» Но репетиции уже начались.…
Многое в своей творческой жизни Луиза добилась огромным трудом, самодисциплиной, настойчивостью.
Она часто выезжала во время своих отпусков в Ленинград, занималась там в балетных классах Кировского (ныне Мариинского) и Малого оперного театров, многие ведущие роли репетировала, в том числе и Одетту-Одиллию, со знаменитостями балетной сцены, среди которых были Г. Комлева, О. Соколов, В. Бережной, Л. Евтеева, обогащала там свою репертуарную афишу многочисленными концертными номерами — все это не могло пройти незаметно и не отразиться на творчестве и во внутренней жизни балерины. Но вернемся к «Лебединому озеру».…
В 1985 году Луиза Мухаметгалеева вышла на сцену в образе Одетты-Одиллии во втором премьерном спектакле знаменитого балета Петра Чайковского.
Она появлялась, вернее, выплывала на сцену из правой верхней кулисы. Одетта Мухаметгалеевой — смятенный лебедь, пугливый, он — обнаженный нерв. И лишь когда встречается «глаза в глаза» с Зигфридом, то в трепетном па-де-бурре вначале угадывался учащенный пульс сердца, а затем постепенное, но еще недоверчивое успокоение.
И все же, на мой взгляд, в силу природной эмоциональности, внутреннего темперамента, внешних особенностей балерины Мухаметгалеева больше царственная и коварная обольстительница Одиллия, нежели лирическая, пластически нежная и беззащитная Одетта. Конечно, принц не в силах устоять перед блистательной парадностью танца и одновременно женской мягкостью пластики, и тут же — подавляющим натиском (вспомните последнюю диагональ Одиллии в коде дуэта — она готова поглотить Зигфрида чарами своей магии).
Так, после «Лебединого озера», творческая карьера Луизы Мухаметгалеевой постепенно стала набирать силу, высоту полета, индивидуальность балерины все больше раскрывалась.
Во второй половины 90-х годов в Горьком (Нижний Новгород) проходил фестиваль танца, и Луизу пригласили туда станцевать Мирту в «Жизели». На этот фестиваль приехали и критики, среди которых был и балетный критик из Москвы, профессор Николай Эльяш, который, посмотрев Мирту-Мухаметгалееву и делясь со мной впечатлениями, сказал: «Очень хорошо. Она, действительно, словно потустороннее существо, аж мурашки по коже побежали».
Да, Мирта в исполнении балерины — бесстрастное и холодное внешнее существо, в ее образе присутствует властность, непреклонность, стать. Обладая достаточно легким прыжком, она, как видение, появляется и исчезает в мертвенно-призрачном мире. Ее Мирта — хранительница душевного холода, она — непреклонный страж вечной зимы. Одни из пластических лейтмотивов Мирты — пор-де-бра (правильное прохождение рук через основные позиции с участием поворотов или наклонов головы, а также перегибанием корпуса), исполняя которое Луиза смотрится исключительно живописно. Она, словно ожившая кисть талантливого художника, очень тщательно и динамично выписывает это движение много раз. Каждое па в ее танце имеет законченность и форму крупного каллиграфического пластического почерка.
Но в репертуарной афише Мухаметгалеевой есть и другой, прямо противоположный по характеру образ. Это фея Сирени из «Спящей красавицы» П. Чайковского. Выдающийся отечественный хореограф Федор Лопухов считал, что фея Сирени — хореографическая партия героического амплуа. Ее танец не просто центральный среди танцев «добрых пожеланий», но и самый торможенный, он привносит в спектакль поэзию и загадочность. Мотив феи Сирени — это мотив солнца, тепла, весны. Здесь танец балерины напоминает слог доброй сказительницы, мудрой и покровительственной.
И как продолжение образа феи Сирени смотрится принцесса Аврора Мухаметгалеевой из этого же балета. Ведь фея, как покровительница принцессы, надарила ее многочисленными дарами-достоинствами, в том числе и частью собственной индивидуальности. Вот Аврора танцует в окружении 4-х кавалеров, она выглядит здесь как живописное полотно талантливого художника в дорогом обрамлении. Танец ее на пальцах не тороплив, не сложен и требует хорошей устойчивости. А по духу — это гимн весне, молодости, счастью.
В балете Л. Минкуса «Баядерка» Мухаметгалеева исполняет партию Гамзатти. Па-д’аксион (развернутое танцевально-пантомимное действие) второго акта — настоящий экзамен на балеринскую зрелость, и Луиза его выдерживает. По технике исполнения танец здесь необыкновенно сложный. И в медленной части — адажио, и в быстрой — аллегро — много пуантовых вращений, больших прыжков и других балетных сверхтрудностей. Постановщик спектакля Мариус Петипа полагал, что в этом месте балет должен быть подобен высокой поэтической декламации, ибо здесь показывается торжество танца, поется пластический гимн хореографии. Поэтому это должно быть сделано с царственным достоинством, что Мухаметгалеевой вполне удается. Есть в ее пластике величавость, непринужденность, широта, раскованность. И это касается не только Гамзатти, но и других персонажей: сеньоры Капуллети из «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева, Мачехи из «Белоснежки и семи гномов» К. Хачатуряна и др.
Любимая роль Луизы Мухаметгалеевой — Кармен из балета Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен-сюита». Эта роль как раз и стала одной из лучших в репертуаре балерины.
Первой выход Кармен — экспозиция образа, персонаж представляется зрителю. В пластике — вызов всему и всем, эксцентрика, страстность… А с Хозе она хулиганиста, но все в ней танцует, завлекает, манит и обещает. Кармен Мухаметгалеевой — это свободолюбивая женщина, лишенная комплексов, чувственная, желанная и абсолютно земная.
Луиза Мухаметгалеева имела самый обширный концертный репертуар, играя самых разных по характеру героинь. Здесь и фрагменты из балетов «Легенда о любви» А. Меликова, «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева; отдельные хореографические номера: знаменитый «Умирающий лебедь», испанский народный танец «Качуча», «Русский танец» в постановке Касьяна Голейзовского и др.
С 2002 года Луиза работает в театре в качестве педагога-репетитора. За ней закреплена репетиционная работа над балетами «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Шурале», «Спартак», «Пер Гюнт», «Белоснежка и семь гномов». Причем она работает и с солистами, и с кордебалетом. На этом поприще, по признанию Мухаметгалеевой, работать сложнее, чем танцевать, и здесь устаешь больше, чем после оттанцованного «на ура» спектакля — ведь иной раз репетировать приходится с личностями, знаменитостями со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кроме работы в театре Луиза Мухаметгалеева ведет класс актерского мастерства в Казанском хореографическом училище. В основе всего творчества ее лежит труд и огромное желание художника выразить себя в творчестве, с трепетом и поэтическим вдохновением сказав все до конца. Ведь «если сердце художника холодно и не может он воспламенить душу человека, сидящего в зале, репетирующего и танцующего на сцене,— нет смысла выходить на эту сцену». Это главная заповедь творческой личности Луизы Мухаметгалеевой.
В. Горшков
|
|