поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 19 Апрель
  • Гөлнара Абитова - актриса
  • Гөлназ Миньязова - журналист
  • Мөнир Шакиров - журналист
  • Рөстәм Нәбиуллин - журналист
  • Дәниф Шәрәфетдинов - җырчы
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

МУХАМЕТГАЛЕЕВА ЛУИЗА ИЛЬДУСОВНА

Родилась 16 октября 1960 г. в г. Казани. В 1978 г. окончила хореографическое отделение Казанского музыкального училища, в 2007 г. — Казанскую государственную консерваторию по специальности «Педагог-балетмейстер». В 1978—2009 гг.— солистка балета Татарского театра оперы и балета, одновременно с 2002 г. — педагог-репетитор этого же театра. Одновременно в 1993—1998 и 2002 гг.— педагог Казанского хореографического училища.

Заслуженная артистка РТ (1990).

Народная артистка РТ (1997).

Луиза окончила хореографическое училище, получив в конце выпускного вечера красный диплом.

Первые сольные роли получила не сразу: невеста в «Лебедином озере», испанский танец там же — это на третий год работы в театре. Еще через год — па-де-труа опять же в «Лебедином озере» (необходимо отметить, что этот балет сыграл огромную роль в творческой судьбе балерины). В приобретении сценического опыта, когда создается сценический образ, исключительно важной стала роль Царь-девицы из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок» в постановке балетмейстера Ларисы Исаковой в 1984 году.

В сцене первой встречи Ивана и Царь-девицы (а она предстает перед юношей в образе Жар-птицы) танец Мухаметгалеевой выстроен на прыжковых па полетного характера. А в сценах с Царем-батюшкой пластический диалог был насыщен комедийными ситуациями, хотя жесты, поступь Царь-девицы оставались плавными, величавыми. И везде — игровые моменты с мимикой, характерными жестами, где Луиза училась выразительности и что в дальнейшем имело положительное значение в ее артистической практике. В 1985 году в театр для возобновления постановки «Лебединого озера» приехала из Ленинграда Нина Александровна Федорова. Постановочные репетиции шли своим чередом, Луиза Мухаметгалеева стояла где-то в кордебалете и старалась не «выпадать» из общей линии. Вдруг ее пригласили в кабинет главного балетмейстера, где в кресле сидела Федорова, которая, едва за девушкой закрылась дверь, заявила: «Мы тут подумали и решили включить тебя в состав Одетты-Одиллии»,— и вопросительно взглянула на Луизу. От неожиданности у балерины перехватило дыхание и почти автоматически она произнесла: «Не-е, я не справлюсь!» Но репетиции уже начались.…

Многое в своей творческой жизни Луиза добилась огромным трудом, самодисциплиной, настойчивостью.

Она часто выезжала во время своих отпусков в Ленинград, занималась там в балетных классах Кировского (ныне Мариинского) и Малого оперного театров, многие ведущие роли репетировала, в том числе и Одетту-Одиллию, со знаменитостями балетной сцены, среди которых были Г. Комлева, О. Соколов, В. Бережной, Л. Евтеева, обогащала там свою репертуарную афишу многочисленными концертными номерами — все это не могло пройти незаметно и не отразиться на творчестве и во внутренней жизни балерины. Но вернемся к «Лебединому озеру».…

В 1985 году Луиза Мухаметгалеева вышла на сцену в образе Одетты-Одиллии во втором премьерном спектакле знаменитого балета Петра Чайковского.

Она появлялась, вернее, выплывала на сцену из правой верхней кулисы. Одетта Мухаметгалеевой — смятенный лебедь, пугливый, он — обнаженный нерв. И лишь когда встречается «глаза в глаза» с Зигфридом, то в трепетном па-де-бурре вначале угадывался учащенный пульс сердца, а затем постепенное, но еще недоверчивое успокоение.

И все же, на мой взгляд, в силу природной эмоциональности, внутреннего темперамента, внешних особенностей балерины Мухаметгалеева больше царственная и коварная обольстительница Одиллия, нежели лирическая, пластически нежная и беззащитная Одетта. Конечно, принц не в силах устоять перед блистательной парадностью танца и одновременно женской мягкостью пластики, и тут же — подавляющим натиском (вспомните последнюю диагональ Одиллии в коде дуэта — она готова поглотить Зигфрида чарами своей магии).

Так, после «Лебединого озера», творческая карьера Луизы Мухаметгалеевой постепенно стала набирать силу, высоту полета, индивидуальность балерины все больше раскрывалась.

Во второй половины 90-х годов в Горьком (Нижний Новгород) проходил фестиваль танца, и Луизу пригласили туда станцевать Мирту в «Жизели». На этот фестиваль приехали и критики, среди которых был и балетный критик из Москвы, профессор Николай Эльяш, который, посмотрев Мирту-Мухаметгалееву и делясь со мной впечатлениями, сказал: «Очень хорошо. Она, действительно, словно потустороннее существо, аж мурашки по коже побежали».

Да, Мирта в исполнении балерины — бесстрастное и холодное внешнее существо, в ее образе присутствует властность, непреклонность, стать. Обладая достаточно легким прыжком, она, как видение, появляется и исчезает в мертвенно-призрачном мире. Ее Мирта — хранительница душевного холода, она — непреклонный страж вечной зимы. Одни из пластических лейтмотивов Мирты — пор-де-бра (правильное прохождение рук через основные позиции с участием поворотов или наклонов головы, а также перегибанием корпуса), исполняя которое Луиза смотрится исключительно живописно. Она, словно ожившая кисть талантливого художника, очень тщательно и динамично выписывает это движение много раз. Каждое па в ее танце имеет законченность и форму крупного каллиграфического пластического почерка.

Но в репертуарной афише Мухаметгалеевой есть и другой, прямо противоположный по характеру образ. Это фея Сирени из «Спящей красавицы» П. Чайковского. Выдающийся отечественный хореограф Федор Лопухов считал, что фея Сирени — хореографическая партия героического амплуа. Ее танец не просто центральный среди танцев «добрых пожеланий», но и самый торможенный, он привносит в спектакль поэзию и загадочность. Мотив феи Сирени — это мотив солнца, тепла, весны. Здесь танец балерины напоминает слог доброй сказительницы, мудрой и покровительственной.

И как продолжение образа феи Сирени смотрится принцесса Аврора Мухаметгалеевой из этого же балета. Ведь фея, как покровительница принцессы, надарила ее многочисленными дарами-достоинствами, в том числе и частью собственной индивидуальности. Вот Аврора танцует в окружении 4-х кавалеров, она выглядит здесь как живописное полотно талантливого художника в дорогом обрамлении. Танец ее на пальцах не тороплив, не сложен и требует хорошей устойчивости. А по духу — это гимн весне, молодости, счастью.

В балете Л. Минкуса «Баядерка» Мухаметгалеева исполняет партию Гамзатти. Па-д’аксион (развернутое танцевально-пантомимное действие) второго акта — настоящий экзамен на балеринскую зрелость, и Луиза его выдерживает. По технике исполнения танец здесь необыкновенно сложный. И в медленной части — адажио, и в быстрой — аллегро — много пуантовых вращений, больших прыжков и других балетных сверхтрудностей. Постановщик спектакля Мариус Петипа полагал, что в этом месте балет должен быть подобен высокой поэтической декламации, ибо здесь показывается торжество танца, поется пластический гимн хореографии. Поэтому это должно быть сделано с царственным достоинством, что Мухаметгалеевой вполне удается. Есть в ее пластике величавость, непринужденность, широта, раскованность. И это касается не только Гамзатти, но и других персонажей: сеньоры Капуллети из «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева, Мачехи из «Белоснежки и семи гномов» К. Хачатуряна и др.

Любимая роль Луизы Мухаметгалеевой — Кармен из балета Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен-сюита». Эта роль как раз и стала одной из лучших в репертуаре балерины.

Первой выход Кармен — экспозиция образа, персонаж представляется зрителю. В пластике — вызов всему и всем, эксцентрика, страстность… А с Хозе она хулиганиста, но все в ней танцует, завлекает, манит и обещает. Кармен Мухаметгалеевой — это свободолюбивая женщина, лишенная комплексов, чувственная, желанная и абсолютно земная.

Луиза Мухаметгалеева имела самый обширный концертный репертуар, играя самых разных по характеру героинь. Здесь и фрагменты из балетов «Легенда о любви» А. Меликова, «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева; отдельные хореографические номера: знаменитый «Умирающий лебедь», испанский народный танец «Качуча», «Русский танец» в постановке Касьяна Голейзовского и др.

С 2002 года Луиза работает в театре в качестве педагога-репетитора. За ней закреплена репетиционная работа над балетами «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Шурале», «Спартак», «Пер Гюнт», «Белоснежка и семь гномов». Причем она работает и с солистами, и с кордебалетом. На этом поприще, по признанию Мухаметгалеевой, работать сложнее, чем танцевать, и здесь устаешь больше, чем после оттанцованного «на ура» спектакля — ведь иной раз репетировать приходится с личностями, знаменитостями со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме работы в театре Луиза Мухаметгалеева ведет класс актерского мастерства в Казанском хореографическом училище. В основе всего творчества ее лежит труд и огромное желание художника выразить себя в творчестве, с трепетом и поэтическим вдохновением сказав все до конца. Ведь «если сердце художника холодно и не может он воспламенить душу человека, сидящего в зале, репетирующего и танцующего на сцене,— нет смысла выходить на эту сцену». Это главная заповедь творческой личности Луизы Мухаметгалеевой.


В. Горшков
 

▲ Өскә
 
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»