поиск новостей
  • 29.03 "Рөстәм маҗаралары" Кариев театры, 13:00
  • 29.03 "Кияүләр" Тинчурин театры, 18:30
  • 30.03 "Кәҗүл читек" Кариев театры, 11:00
  • 30.03 "Тапшырыл...ган хатлар" Кариев театры, 18:00
  • 30.03 ПРЕМЬЕРА "Флешка, рэп һәм мәхәббәт"Тинчурин театры, 13:00 һәм 17:00
  • 31.03 "Шәй-бу, шай-бу" Кариев театры, 18:00
  • 31.03 "Өч аршын җир" Тинчурин театры, 17:00
  • 02.04 Хан кызы Турандык. Тинчурин театры, 18:30
  • 03.04 Гомер буе сине көтәм. Тинчурин театры, 18:30
  • 04.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 05.04 Гастрольләр: Тайна замка на холме. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 11:00 һәм 13:00
  • 05.04 Гастрольләр: Ханума. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 18:30
  • 06.04 Гастрольләр: Мастер и Маргарита. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 07.04 Гастрольләр: Мелодия коралловых бус. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 09.04 Җилкәнсезләр. Тинчурин театры, 13:00 һәм 18:30
  • 10.04 Синең хакта… Тинчурин театры, 18:30
  • 11.04 Ядәч! Исемдә! Бер гаилә трагикомедиясе. Тинчурин театры, 18:30
  • 12.04 Флешка, рэп һәм мәхәббәт. Тинчурин театры, 18:30
  • 13.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 14.04 Полиционер. Тинчурин театры, 17:00
Бүген кемнәр туган
  • 29 Март
  • Шәкүр - җырчы
  • Рөстәм Абязов - дирижер
  • Илфат Фәйзрахманов - журналист
  • Мөхәммәт Сабиров (1932-2015) - дәүләт эшлеклесе
  • Айгөл Хәйри - җырчы
  • Ринат Хәйретдинов - көрәшче
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Продаю листы нержавейки 530х630, толщина 3,5мм, запчасти на УАЗ.тел 89178553159.
  • Коттедж төзэргэ кирэк казанда минэм номер 89274905164
  • Баян сатыла. Казан. Тел.:89003238614
  • татар теленең аңлатмалы сүзлеге сатыла, 3 томда, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1981 ел. тел.8 919 647 47 91
  • Казанда оч булмэле фатирнын залына тэртипле кыз эзлим. Бигичев урамы. Риелторсыз 89600347300
  • Исэнмесез! Бенто тортларга hэм капкейкларга заказлар кабул итэм! Казан шэhэре. 89377708700 Динара.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

МОТЫГУЛЛИНА РУЗИЯ ИДИЯТУЛЛОВНА

Родилась 3 марта 1950 г. в д. Верхнее Алькеево Алькеевского района ТАССР. В 1974 г. окончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1984).

Народная артистка РТ (1991).

Заслуженная артистка РФ (2001).

В книге «Артисты театра им. Г. Камала» про Рузию Мотыгуллину написано — «Ведущая, многогранная актриса, обладающая мягким, лирическим дарованием. Героини отличаются искренностью, глубиной переживаний, правдой чувств». К этому еще надо добавить — определенным аристократизмом.

Тут возникает вопрос: откуда у девчонки, выросшей в татарской деревне, в обычной крестьянской семье, такая изысканность в исполнении ролей русских, западноевропейских и татарских женщин? Как, кстати, и у ее старшей сестры Исламии Махмутовой, ведущей актрисы театра им. К. Тинчурина, будто в роду у актрис были предки «голубых кровей».

По примеру старшей сестры, работавшей в театре с 1963 года, Рузия в 1971 году поступила в театральное училище. Курс был необычайно талантливый. Известные сегодня имена — Алсу Гайнуллина, Зульфира Зарипова, Ляля Миннуллина, Дамир Сиразиев, Фирая Акберова, Нариман Гарифуллин, Дусил Касымов, сама Рузия — из одной группы. Учиться у М. Салимжанова было очень интересно. После окончания учебы практически все оказались востребованы в театре.

Выразительные внешние данные Рузии — высокий, статный рост, природное обаяние, внутренняя поэтическая духовность, мягкость — позволили режиссерам с первых же лет работы поручать актрисе ведущие роли молодых героинь. Уже ее Марийка — «Солдатская вдова» Н. Анкилова, Росита — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, Айслу — «Потоки» Т. Гиззата — девушки разных национальностей — русская, аргентинка, татарка — дали почувствовать в молодой актрисе мягкое, светлое поэтическое дарование.

При работе над переводными пьесами, наряду с раскрытием психологии персонажей, жизненной достоверностью характеров, перед актрисой впервые возник вопрос, как создать образы людей, принадлежащих к иной национальности. Мотыгуллина понимала, что национальное своеобразие не во внешних признаках, оно определится, если исполнитель будет точно следовать логике развития характера, данного автором любой национальности. Эти роли были сыграны в 1975, 1977 годах сразу после окончания училища. Через несколько лет актриса сыграет еще одну иностранку, итальянку-аристократку Анжелу — «Король-Олень» К. Гоцци.

1983 год стал значительным в творческой судьбе артистки. Она создаст одну из своих известных ролей — Зариму — «Под знаком Марса» Р. Хамида. Здесь проявилось мастерство, умение проникать в суть драматического характера, передать полно и крупно боль и страдание молодой женщины. А потом была Лариса — «Бесприданница» А. Островского — мечта каждой драматической актрисы. Героиню Островского играли две актрисы — Гайнуллина и Мотыгуллина. Обе актрисы давали почувствовать зрителю смутные, тревожные ожидания Ларисы, трепетность и одновременно отчаянную решительность ее характера, стремление вырваться из клетки. Актрисы по-разному передавали драматический конфликт героини с окружающей средой. Если Лариса Гайнуллиной была несколько холодновато-отрешенной, то Лариса Мотыгуллиной была мягкой, женственной, лиричной. В то же время обе актрисы создавали образ с поистине трагической силой и глубиной. «Артисты татарского театра играли самую, наверное, знаменитую пьесу Островского с той привычной для них и всегда увлекающей сочностью красок, которая делала бенефисным практически каждый актерский выход. «Бесприданница» камаловцев, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений» — восторженно писал театровед А. Иняхин в статье «О преимуществах медленной игры» (ж. «Театр» № 2, 1984 г.)

Через четыре года Р. Мотыгуллина создает еще одну из своих этапных работ — Шамсегаян в инсценировке знаменитой повести А. Гилязова «Три аршина земли». Еще одна трагическая судьба. Актриса последовательно раскрывала характер своей героини — от чувств счастливой, радостной и любящей девушки к недоуменному, горестному состоянию и трагически безысходной тоске несчастной женщины по родной земле, по родной деревне, дому. В финале тихую, ушедшую в себя, не расплескавшую своих чувств, страдающую умирающую женщину муж везет в телеге домой, в проклявшую их деревню Карачура. Слезы подступают к горлу, когда видишь мертвое тело Шамсегаян, обернутое в полотенце, которое она вышивала с изображением пейзажа родной стороны — единственной ниточкой, связывавшей Шамсегаян при жизни с родным краем и ставшим ее последним «прости».

После этих ролей была гордая взволнованная Шафак, оказавшаяся в сетях вековых предрассудков и тревожно ожидающая решение аксакалами своей судьбы в трагедии М. Карима «В ночь лунного затмения».

В промежутках были Галимабану — «Галиябану» М. Файзи, Сабира — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Расиха — «Приехала мама» Ш. Хусаинова, Лейсан — «Хасан — муж Лейсан» Ю. Сафиуллина, Шамсия — «Ясновидец» З. Хакима, сыгранные с психологической четкостью, реалистическим своеобразием.

Трагической силой было проникнуто исполнение образа Зулейхи в одноименной пьесе Г. Исхаки. Глубиной чувств, сдержанностью, за которой скрывалась непереносимая душевная боль, отличалась героиня Мотыгуллиной, которой предстояло отправиться на каторгу.

Наряду со знаменитыми трагическими ролями особое место в репертуаре занимает одно из последних по времени созданий актрисы — знаменитая Ханума в одноименной грузинской комедии А. Цагарели. Персонаж комедийный, авантюрный, ловкий. Артистка с видимым удовольствием, легкой неповторимостью играет невероятно жизнерадостную, обаятельную сваху. Ее исполнение темпераментно, проникнуто тонким лукавством, динамичностью, что доставляет явное удовольствие зрителю.

Все героини Р. Мотыгуллиной отличаются поэтичностью, искренностью, трепетной эмоциональностью, глубиной переживаний, правдой чувств. Актриса умеет передавать второй план роли, тонко проникать в ее суть.



И. Илялова
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»