|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
МИНХАНОВА САКИНА ГАБДРАХМАНОВНА
Родилась 4 февраля 1958 г. в д. Новый Арыш Рыбно-Слободского района ТАССР. В 1981 г. окончила Казанское театральное училище и была направлена в Альметьевский татарский театр. С 1983 г. работает воспитательницей детского сада в Казани. С 1987 г. — вновь в Альметьевском театре.
Заслуженная артистка РТ (1994).
Народная артистка РТ (2006).
Сакина родилась и выросла в деревне, впитав в себя душу деревни, саму основу татарского народа — ее воспитанность, мораль, скромность, женскую стеснительность.
Сакина в театральном училище училась на одном курсе с Николаем и Раушанией Юкачевыми. Но если у Юкачевых мастерство актера вел М. Салимжанов, то у Сакины — Г. Шамуков. В первые годы она играет роли молодых девушек: Зухра — «Я вернулся на твое место» Р. Хамида, Каракуз — «Каракуз» М. Ауэзова, Администра-тор — «Приставучий» Т. Миннуллина. После этих ролей Сакина на четыре года уезжает в Казань. Дело в том, что она вышла замуж за Рамиля Минханова, работавшего в театре шофером. Сакина настойчиво начала говорить, что ему надо учиться. С 1983 году он поступил в Театральное училище. Однако молодожены не хотели расставаться, поэтому Сакина приехала в Казань, работала в детском саду до окончания учебы мужа. Потом они вернулись в Альметьевск. Друг за дружкой родились два сына — Айвар и Айрат.
Поэтому настоящая творческая жизнь Сакины начинается с конца восьмидесятых годов прошлого столетия. Она, как и в первые годы на сцене, продолжает играть молодых героинь — главных и проходных. На практике овладевает профессией, работая со старшим поколением, сегодня известными Луизой Султановой, Камилем Валеевым, Фуатом Зариповым, Розой Султановой. Запомнившиеся образы тех лет: Рахима — «Заблудилась любовь моя» И. Юмагулова, Эльвира — «Святой грешник» М. Варфоломеева, Салима — «Дороги открываются у яра» Н. Гаетбаева, Джамиля — «Похититель людей» Ф. Булякова, Гульбану — «Судьба татарки» Г. Ибрагимова. Образы разные по сюжету, жанрам, но актриса везде искала свое-образие, особенности характера и находила их.
После первых сыгранных ролей актриса приобрела известность как лирическая актриса. В свои роли Минханова вносила мягкие черты своей индивидуальности, которые сочетались с внутренней взволнованностью. Позже с расширением творческого диапазона она начинает создавать характеры, наряду с драматическими, поэтическими, ярко характерные, комедийные, даже гротесковые.
Во всех драматических образах актрисы более позднего периода раскрываются многообразные женские судьбы, отличающиеся темпераментностью, трепетностью. В роли Анисы («Любовница» Т. Миннуллина) артистка создавала образ мятущейся женщины, вдруг через много лет решившей, что ее многолетняя связь с мужчиной, которого она по-настоящему любит, грешна, так как она лишь любовница, а не законная жена. Актриса раскрывала страдающую, полного драматизма душу человека, решающую для себя невыносимо тяжелую задачу расставания с любимым человеком. Минханова вызывала к своей Анисе горестное сопереживание зрительного зала.
Образ Анисы был создан в 1990-х годах, когда пришло мастерство, умение разгадывать тайны человеческих душ. Теперь она может одинаково жизнеподобно играть и сугубо драматические, и характерные, и комедийные, и возрастные роли: Мастура — «Неспетая песня» М. Карима, судьба которой напоминала поэтические женские судьбы, воспетые в народных песнях; Дильбар — «Роковая тайна» Р. Кинзябаева — образ, требующий концентрации сил, волевой твердости. И совершенно другой, неожиданный в актерской палитре Минхановой, образ гротесковой бомжеподобной Фании в спектакле «Случайная остановка» Д. Салихова. Фания и ее спутник Флорид (Р. Минханов) — жулики, обворовывающие наивных и простодушных пожилых людей. Актриса создает неоднозначный характер. Сначала даже веришь в то, что она со своим партнером хочет помочь старому фронтовику. Она ласково разговаривает с ним, ухаживает, поит его чаем. В какой-то момент в них заговаривала совесть: может, не надо воровать у деда гармонь, деньги, документы? Но совесть — это не для них. Старик после выпитого чая, куда было подсыпано снотворное, засыпает, теперь можно все забрать и тихо уйти. Сама Фания и ее спутник вызывали у зрителя чувство отвращения к подобного рода людям. Их даже людьми нельзя назвать. Но такое чувство и отношение к Фание говорило о талантливом исполнении роли. За эту работу Минханова получила приз в номинации «За лучшее исполнение образа второго плана» на первом театральном фестивале Закамского региона.
Среди ее выразительных образов — Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, которую актриса показала как жертву феодального деспотизма, сумев передать ее искреннюю любовь к Фердинанду; Самига — «Здравствуйте» Т. Миннуллина, наша современница, волевая, решительная и в то же время одинокая; Магфия — «Мешок» Д. Салихова, умная и забавная, выводящая «на чистую воду» наглого альфонса; Гарифа — «Банкрот» Г. Камала, изнывающая от безделия типичная сплетница и др.
Сакина Минханова вызывает у зрителя к своим персонажам то любовь, сопереживание, признание, то откровенную ненависть. А такие чувства у зрителя может вызывать только актер, создающий по-настоящему жизненные образы.
И. Илялова
|
|