|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
МЕРКУШИН МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
Родился 18 декабря 1961 г. в г. Заволжье Городецкого района Горьковской (Нижегородской) области. В 1982 г. окончил Горьковское театральное училище и был приглашен в Казанский ТЮЗ, в 1982—1985, 1987—1989, 1991—1996 гг. и с 1997 актер Казанского ТЮЗа, в 1985—1987 гг. служил в армии, в 1989—1991 гг. работал в Кировском, в 1996 г. — в Челябинском ТЮЗах.
Заслуженный артист РТ (1993).
Народный артист РТ (2004).
Первая же роль молодого актера на сцене Казанского ТЮЗа — роль пытливого, беспокойного школьника Шафирова в комедии А.Г.Хмелика «Гуманоид в небе мчится» — принесла ему успех и признание и со стороны зрителя, и со стороны труппы, в которой Михаил Меркушин сразу занял свое определенное место. Последующие роли: рядового Крынкина («Выбор» А. А. Дударева), Ивана-царевича в одноименной сказке Ю. Ч. Михайлова, начальника космической экспедиции Комова в фантастической драме «Айсберг Тауматы» по повести братьев Стругацких «Малыш», Гамира («Под знаком Марса» Р.Хамида), Цыганка («Алеша Пешков» по повести М. Горького «Детство») и солдата Лысенкова по прозвищу Одуванчик («Рядовые» А. А. Дударева),— не раскрыв каких-то новых граней и творческих возможностей актера, способствовали его профессиональному становлению.
Вернувшись в театр после службы в армии, он встретился с достаточно жесткой режиссурой Б. И. Цейтлина, требующей от актера большей самостоятельности в работе над ролью, импровизационности и вариативности решений. Работа над ролями Генриха («Дракон» Е.Л.Шварца), Александра («Звезды на утреннем небе» А. М. Галина), Сергея Белобрыкова («Погром» по повести Б. Л. Васильева), Эраста («Любовное безумие» Ж. Реньяра) знаменовала собой поиски своего героя, своей темы и своего творческого метода. Особняком в этом ряду стоит роль домовладелицы Ми Дзю в «Добром человеке из Сычуани» Б.Брехта, в смелой гротесковой манере созданный Меркушиным образ капиталистической хищницы, беспринципной и похотливой. Подлинным открытием и своего рода завершением трудного периода поисков стала в исполнении Меркушина роль Несчастливцева в комедии А. Н. Островского «Лес», органично соединившая в себе яркость, выразительность формы с романтической взволнованностью и насыщенным психологическим содержанием.
Герцог Рауль («Полуночный обряд» М. М. Бартенева), Принц («Золушка» Е. Л. Шварца) продолжили линию романтических героев, а затем — вновь неожиданный по своему решению образ принца Фердинанда («Буря» У. Шекспира). Стремление режиссера Б. И. Цейтлина к многозначной ассоциативности в своих спектаклях отразилось и в этой роли. Королевский наследник напоминал ссыльного поселенца сталинских времен. Меркушин нес эту смысловую нагрузку не только внешне, но и внутренне, создавая вневременной образ человека, выброшенного из привычной среды и стремящегося не утратить романтической веры в осуществимость справедливости и мечты в условиях жесточайших испытаний.
Для Меркушина каждая роль — это возможность исследования нового характера, возможность открытия. Работая над образом кавалера Рипафратты («Трактирщица» К. Гольдони), он стремился выстроить четкую линию поведения своего героя, процесс его внутреннего перерождения из солдафона-женоненавистника во влюбленного ревнивца. И в соответствии с природой жанра передавал результаты своих поисков через яркую форму. Законченный психологический рисунок, обоснованный конкретными жизненными обстоятельствами, социальным положением героя, выстраивал Меркушин в образе Дугласа Макбейна («Стеклянная клетка» Д. Б. Пристли). Значительны достижения актера в анализе психологического содержания образа при работе над ролями Розенкранца («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда) и Астрова («Дядя Ваня» А. П. Чехова). Его Розенкранц отнюдь не примитивно мыслящий служака, без раздумий выполняющий приказы вышестоящего начальства. Он не лишен чувства совести и понимает, в какой переплет загнала его судьба. Но он слаб для того, чтобы противостоять ей. Мучительны раздумья Астрова-Меркушина над смыслом и бессмыслицей собственной жизни, он испытывает нравственные страдания от осознания невозможности кардинально изменить что-либо в своей жизни, но каждое свое поражение встречает с внутренним достоинством. Присущий Меркушину интеллектуальный метод подхода к роли, стремление к логической выстроенности и завершенности образа, кропотливая работа над историческим и бытовым материалом помогают ему существовать органично в ролях разного плана — и острохарактерных, и драматических, и при этом всегда ярко театральных по внешнему рисунку.
Ю. Благов
|
|