|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
МАКЛАКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
(24 февраля 1930 г., г. Ленинград — 5 февраля 2002 г., г. Казань)
В 1953 г. окончила историко-филологический факультет Казанского университета, в 1961 г. — студию при Казанском Большом драматическом театре им. В. И. Качалова и была принята в труппу этого театра.
Заслуженная артистка ТАССР (1972).
Народная артистка ТАССР (1980).
О театре Люся Маклакова мечтала со студенческих лет, занималась в кружке художественного слова под руководством Г. П. Ардарова, в театральном кружке под руководством режиссера Б. Э. Ниренбурга с успехом сыграла роль Виктории в пьесе Л. Б. Гераскиной «Аттестат зрелости». И как только Казанский Большой театр объявил набор в студию, она, не раздумывая, подала заявление. Было трудно учиться, совмещая учебу с работой, с воспитанием ребенка. Но она ни разу не усомнилась в правильности сделанного выбора и всем последующим своим служением театру выбор этот подтверждала.
Первые же ее роли: Кати, Гали («Хозяин», «Разведчицы» И. М. Соболева), Татьяны, Гали Острецовой («Вам 22, старики!», «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского), Игнаточкиной («Счастливый неудачник» Б. В. Рымаря) и особенно Инны («Коллеги» по повести В. П. Аксенова) и Нюры («В день свадьбы» В. С. Розова),— выявили такие важные качества актрисы, как глубокое проникновение во внутренний мир, в психологию персонажа, умение найти индивидуальные проявления каждого характера. Актриса тонко и выразительно передавала душевные состояния своих героинь в разных обстоятельствах их жизни, последовательно выстраивая процесс развития образа. «Актрисе, исполняющей роль Ирины Арефьевой, дано немного текста. Л. Маклакова, однако, успевает убедить нас в том, что ее героиня милый и красивый человек, в чем-то не очень счастливый, но светло верящий в возможность счастья пусть не для себя, пусть для других»,— писала газета «Комсомольское племя» в г. Кирове, где театр был на гастролях, о работе актрисы в спектакле «Дело о любви» по пьесе Д. Павловой, В. Токарева. «Актриса верно расставила акценты в роли: сначала это искреннее желание Нади устроить, именно устроить свое счастье, потом — милая незащищенность перед настоящим чувством, и, наконец, само чувство, в котором столько оттенков»,— анализирует работу Маклаковой в роли Нади в спектакле «Однажды в новогоднюю ночь» по пьесе Э. В. Брагинского, Э. А. Рязанова Б. Г. Зильберман. Высоко оценила критика ее работу в пьесе Е. Ставиньского «Час пик» в роли Эльжбеты Боженецкой, отметив опять-таки способность и умение актрисы передать богатство внутренней жизни своей героини, ее душевную красоту.
Образ Натальи Петровны в пьесе Е. И. Габриловича, С. Г. Розена «Необыкновенный подарок», созданный Маклаковой, был особенно значителен остротой поднимаемой проблемы взаимоотношения поколений в свете сохранения исторической памяти. Тяжелый разговор с дочерью, для которой военное прошлое матери, ее приверженность к заштампованным, закоснелым формулировкам партийной пропаганды утратили жизненный смысл, безнадежно устарели, актриса проводила с огромной внутренней наполненностью и искренней болью. И даже не обида жгла ее Наталью Петровну за то, что дочь так цинично отозвалась о ее работе партийного секретаря, о ее солдатских сапогах, а тревога за судьбу будущего поколения, так скоропалительно и поверхностно торопящегося пересмотреть свою историю.
Свыше сорока ролей своих современниц сыграла Людмила Маклакова на сцене театра, раскрыв все богатство и многообразие женского характера. Особенно широкий резонанс получил созданный ею образ Матери в спектакле «Белое платье матери» по пьесе Ш. Хусаинова. Старая больная женщина, приехавшая из деревни в город доживать свой век, вызывает среди своих детей переполох и шумные выяснения отношений по поводу того, кто возьмет ее к себе. Сердцу матери, однако, все они дороги в равной степени. Душевную щедрость матери, ее всепрощающую любовь актриса передавала убедительно и проникновенно.
Работу Маклаковой в классических произведениях отличали прежде всего глубокое прочтение драматургического материала, скрупулезная работа и над текстом пьесы, и над историческим материалом, позволяющим проникнуть в суть человеческих отношений, разобраться в бытовавших в ту или иную эпоху нравственных оценках, этических нормах, позволяющих лучше понять внутренний мир своих героинь. Убедительно играла она героинь М.Горького — Надежду Монахову в «Варварах», Ольгу в «Якове Богомолове», Софью в «Последних»; Авдотью Романовну в «Преступлении и наказании» по роману Ф. М. Достоевского, Каренину в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Турусину и Кручинину в пьесах А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и «Без вины виноватые», Войницкую в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня». Она вдумывалась в каждое слово, тщательно взвешивала каждую интонацию при работе над ролью. Так учили ее в университете, так учили ее в театре.
Ю. Благов
|
|