|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
КУПЦОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Родился 25 февраля 1955 г. в Казани. В 1979 г. окончил Казанское театральное училище и был приглашен в Казанский ТЮЗ.
Заслуженный артист ТАССР (1990).
Народный артист РТ (2002).
Будучи актером театра юного зрителя, Купцов никогда не играл роли не только подростков, но и юношей, молодых людей. Единственная в его репертуаре роль студента была в спектакле «Казанский университет» по пьесе Д. Н. Валеева, но и она в исполнении Купцова была интересна не непосредственностью молодости, а нравственным содержанием образа человека, попавшего в невероятную коллизию: студента Шелонова, отказавшегося участвовать в политической забастовке студентов, организаторы сходки обвинили в предательстве и вынудили покончить жизнь самоубийством. В силу, очевидно, творческой индивидуальности, Купцов с первого выхода своего на сцену стал играть роли или возрастные, характерные, или роли сказочных персонажей, причем между этими, казалось бы, достаточно далекими друг от друга категориями сценических героев в исполнении Купцова всегда усматривалось некое загадочное внутреннее родство: его сказочные герои были наделены вполне узнаваемым и вполне конкретным человеческим характером, его же герои реального плана порой чем-то напоминали героев из сказок.
«Играешь злого — ищи, где он добрый». Этому требованию Станиславского Купцов следует неукоснительно и умеет находить доброе начало в каждом своем герое, играет ли он незадачливого Шумилова («С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина), или строгого директора школы Федора Федоровича («Разговоры в учительской» Р. Э. Каца), или купца Мордашова («Аз и Ферт» П. С. Федорова), или Министра финансов («Король Матиуш Первый» Я. Корчака). Доброта эта выступает в разных ипостасях. Старик Бессольцев («Бойкот» В. К. Железникова) учит нравственной стойкости и мужеству свою внучку, оказавшуюся в сложных отношениях со своим классным коллективом, вместе с ней ищет выход из сложившейся ситуации, делит с ней ее боль и горе. Макар Девушкин («Бедные люди» по роману Ф. М. Достоевского) — воплощение душевной чистоты и христианского смирения, беспредельной любви и самоотвержения. Роль эта стала подлинным творческим открытием Купцова. Каждое письмо-монолог рождалось буквально на глазах у зрителей из глубины души актера и несло в себе огромное содержание, вмещающее в себя не только жизнь Макара, но и жизнь целого общества.
Актер по преимуществу характерный, всегда жизненно достоверный и убедительный, Купцов использует минимум средств внешней выразительности, но при этом находит для своих героев удивительно верное самоощущение, которое меняет его фактуру, походку, голос, манеру поведения. Его Инсафетдин («Под знаком Марса» Р. Хамида), Дервоед («Рядовые» А. А. Дударева), Байрулла («Погром» по повести Б. Л. Васильева), Аристарх Кузькин («Энергичные люди» В. М. Шукшина) точны по своей социальной характеристике, конкретны в каждом своем движении, жесте, слове и необыкновенно достоверны и индивидуальны: актер умеет наделить каждого своим внутренним миром, его герои живут на сцене, вызывая интерес не только тогда, когда они действуют в плане физическом, говорят, двигаются, но и тогда, когда они молчат и думают. При этом присущее актеру чувство правды не изменяет ему в любых сценических положениях, играет ли он Шарлеманя («Дракон» Е. Л. Шварца), или мэтра Бридена («Любовью не шутят» А. Мюссе), Глова-старшего («Игроки» Н. В. Гоголя), или, наконец, Жеронта («Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольера). Он точно ощущает природу жанра, меру допустимого при переходе от правды бытовой к правде театральной.
Образ Эзопа, созданный Купцовым в спектакле «Лиса и виноград» по пьесе Г. Фигейреду, стал безусловным творческим достижением актера. Невзрачный и колючий, этот Эзоп воплощал в себе неуемную мысль, бесконечно стремящуюся к поискам истины. Каждое слово, произносимое Эзопом-Купцовым, било в цель, заставляло думать, выворачивало жизнь скрытой стороной наизнанку, каждая басня-притча была зримой. Актер сумел передать величие Эзопа, не утратив при этом его земной конкретности. Столь же значителен был и образ Сганареля в спектакле «Дон Жуан» по пьесе Ж. Б. Мольера, философа не в меньшей, если даже не в большей степени, чем его хозяин. И трогательный и одинокий, робко лепящийся к людям Вафля-Телегин в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова.
Александр Иванович Купцов — актер безусловно большого таланта, владеющий тайной внутреннего перевоплощения. Короткого эпизода достаточно было ему, чтобы создать образ офицера белой армии барона Тальберга («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), переживающего внутреннее смятение и судорожно собирающего всю свою волю для выполнения воинского долга. Почти весь спектакль герой Купцова, играющего отца Романа («Семья Романа» В. В. Сигарева), молчит, сидя в своем инвалидном кресле. Но в этом молчании беспрерывно чувствуется, как в нем нарастает гнев, протест против того, что происходит вокруг. И этот нарастающий гнев Купцова как-то примиряет с беспомощно выстроенным финалом спектакля. Он часто своим исполнением вносит существенные поправки в режиссерский замысел. Актер глубокой внутренней культуры, эрудиции, он продолжает в своем творчестве традиции, заложенные его предшественниками — актерами старой школы.
Ю. Благов
|
|