поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

КУПЦОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Родился 25 февраля 1955 г. в Казани. В 1979 г. окончил Казанское театральное училище и был приглашен в Казанский ТЮЗ.

Заслуженный артист ТАССР (1990).

Народный артист РТ (2002).

Будучи актером театра юного зрителя, Купцов никогда не играл роли не только подростков, но и юношей, молодых людей. Единственная в его репертуаре роль студента была в спектакле «Казанский университет» по пьесе Д. Н. Валеева, но и она в исполнении Купцова была интересна не непосредственностью молодости, а нравственным содержанием образа человека, попавшего в невероятную коллизию: студента Шелонова, отказавшегося участвовать в политической забастовке студентов, организаторы сходки обвинили в предательстве и вынудили покончить жизнь самоубийством. В силу, очевидно, творческой индивидуальности, Купцов с первого выхода своего на сцену стал играть роли или возрастные, характерные, или роли сказочных персонажей, причем между этими, казалось бы, достаточно далекими друг от друга категориями сценических героев в исполнении Купцова всегда усматривалось некое загадочное внутреннее родство: его сказочные герои были наделены вполне узнаваемым и вполне конкретным человеческим характером, его же герои реального плана порой чем-то напоминали героев из сказок.

«Играешь злого — ищи, где он добрый». Этому требованию Станиславского Купцов следует неукоснительно и умеет находить доброе начало в каждом своем герое, играет ли он незадачливого Шумилова («С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина), или строгого директора школы Федора Федоровича («Разговоры в учительской» Р. Э. Каца), или купца Мордашова («Аз и Ферт» П. С. Федорова), или Министра финансов («Король Матиуш Первый» Я. Корчака). Доброта эта выступает в разных ипостасях. Старик Бессольцев («Бойкот» В. К. Железникова) учит нравственной стойкости и мужеству свою внучку, оказавшуюся в сложных отношениях со своим классным коллективом, вместе с ней ищет выход из сложившейся ситуации, делит с ней ее боль и горе. Макар Девушкин («Бедные люди» по роману Ф. М. Достоевского) — воплощение душевной чистоты и христианского смирения, беспредельной любви и самоотвержения. Роль эта стала подлинным творческим открытием Купцова. Каждое письмо-монолог рождалось буквально на глазах у зрителей из глубины души актера и несло в себе огромное содержание, вмещающее в себя не только жизнь Макара, но и жизнь целого общества.

Актер по преимуществу характерный, всегда жизненно достоверный и убедительный, Купцов использует минимум средств внешней выразительности, но при этом находит для своих героев удивительно верное самоощущение, которое меняет его фактуру, походку, голос, манеру поведения. Его Инсафетдин («Под знаком Марса» Р. Хамида), Дервоед («Рядовые» А. А. Дударева), Байрулла («Погром» по повести Б. Л. Васильева), Аристарх Кузькин («Энергичные люди» В. М. Шукшина) точны по своей социальной характеристике, конкретны в каждом своем движении, жесте, слове и необыкновенно достоверны и индивидуальны: актер умеет наделить каждого своим внутренним миром, его герои живут на сцене, вызывая интерес не только тогда, когда они действуют в плане физическом, говорят, двигаются, но и тогда, когда они молчат и думают. При этом присущее актеру чувство правды не изменяет ему в любых сценических положениях, играет ли он Шарлеманя («Дракон» Е. Л. Шварца), или мэтра Бридена («Любовью не шутят» А. Мюссе), Глова-старшего («Игроки» Н. В. Гоголя), или, наконец, Жеронта («Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольера). Он точно ощущает природу жанра, меру допустимого при переходе от правды бытовой к правде театральной.

Образ Эзопа, созданный Купцовым в спектакле «Лиса и виноград» по пьесе Г. Фигейреду, стал безусловным творческим достижением актера. Невзрачный и колючий, этот Эзоп воплощал в себе неуемную мысль, бесконечно стремящуюся к поискам истины. Каждое слово, произносимое Эзопом-Купцовым, било в цель, заставляло думать, выворачивало жизнь скрытой стороной наизнанку, каждая басня-притча была зримой. Актер сумел передать величие Эзопа, не утратив при этом его земной конкретности. Столь же значителен был и образ Сганареля в спектакле «Дон Жуан» по пьесе Ж. Б. Мольера, философа не в меньшей, если даже не в большей степени, чем его хозяин. И трогательный и одинокий, робко лепящийся к людям Вафля-Телегин в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова.

Александр Иванович Купцов — актер безусловно большого таланта, владеющий тайной внутреннего перевоплощения. Короткого эпизода достаточно было ему, чтобы создать образ офицера белой армии барона Тальберга («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), переживающего внутреннее смятение и судорожно собирающего всю свою волю для выполнения воинского долга. Почти весь спектакль герой Купцова, играющего отца Романа («Семья Романа» В. В. Сигарева), молчит, сидя в своем инвалидном кресле. Но в этом молчании беспрерывно чувствуется, как в нем нарастает гнев, протест против того, что происходит вокруг. И этот нарастающий гнев Купцова как-то примиряет с беспомощно выстроенным финалом спектакля. Он часто своим исполнением вносит существенные поправки в режиссерский замысел. Актер глубокой внутренней культуры, эрудиции, он продолжает в своем творчестве традиции, заложенные его предшественниками — актерами старой школы.


 Ю. Благов
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»