поиск новостей
  • 29.03 "Рөстәм маҗаралары" Кариев театры, 13:00
  • 29.03 "Кияүләр" Тинчурин театры, 18:30
  • 30.03 "Кәҗүл читек" Кариев театры, 11:00
  • 30.03 "Тапшырыл...ган хатлар" Кариев театры, 18:00
  • 30.03 ПРЕМЬЕРА "Флешка, рэп һәм мәхәббәт"Тинчурин театры, 13:00 һәм 17:00
  • 31.03 "Шәй-бу, шай-бу" Кариев театры, 18:00
  • 31.03 "Өч аршын җир" Тинчурин театры, 17:00
  • 02.04 Хан кызы Турандык. Тинчурин театры, 18:30
  • 03.04 Гомер буе сине көтәм. Тинчурин театры, 18:30
  • 04.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 05.04 Гастрольләр: Тайна замка на холме. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 11:00 һәм 13:00
  • 05.04 Гастрольләр: Ханума. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 18:30
  • 06.04 Гастрольләр: Мастер и Маргарита. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 07.04 Гастрольләр: Мелодия коралловых бус. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 09.04 Җилкәнсезләр. Тинчурин театры, 13:00 һәм 18:30
  • 10.04 Синең хакта… Тинчурин театры, 18:30
  • 11.04 Ядәч! Исемдә! Бер гаилә трагикомедиясе. Тинчурин театры, 18:30
  • 12.04 Флешка, рэп һәм мәхәббәт. Тинчурин театры, 18:30
  • 13.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 14.04 Полиционер. Тинчурин театры, 17:00
Бүген кемнәр туган
  • 29 Март
  • Шәкүр - җырчы
  • Рөстәм Абязов - дирижер
  • Илфат Фәйзрахманов - журналист
  • Мөхәммәт Сабиров (1932-2015) - дәүләт эшлеклесе
  • Айгөл Хәйри - җырчы
  • Ринат Хәйретдинов - көрәшче
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Продаю листы нержавейки 530х630, толщина 3,5мм, запчасти на УАЗ.тел 89178553159.
  • Коттедж төзэргэ кирэк казанда минэм номер 89274905164
  • Баян сатыла. Казан. Тел.:89003238614
  • татар теленең аңлатмалы сүзлеге сатыла, 3 томда, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1981 ел. тел.8 919 647 47 91
  • Казанда оч булмэле фатирнын залына тэртипле кыз эзлим. Бигичев урамы. Риелторсыз 89600347300
  • Исэнмесез! Бенто тортларга hэм капкейкларга заказлар кабул итэм! Казан шэhэре. 89377708700 Динара.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

КОВТУН ГЕОРГИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Родился 19 февраля 1950 г. в Одессе. В 1973 г. закончил Воронежское государственное хореографическое училище, в 1985 г. кафедру режиссуры и хореографии Ленинградской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова.

В 1973—1975 гг.— артист балета Таджикского ордена Ленина академического театра оперы и балета им. С. Айни (г. Душанбе); в 1975—1977 гг.— артист балета и балетмейстер Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Дальневосточного военного округа, одновременно методист по хореографии Дальнего Востока (специалист по изучению фольклора малых народов); в 1977—1978 гг.— балетмейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета (г. Улан-Удэ); в 1981—1986 гг.— основатель, художественный руководитель и гл. балетмейстер Чукотско-Эскимосского ансамбля танца «Эргырон» (г. Анадырь); в 1986 г.— гл. режиссер Московского еврейского театра (г. Москва); в 1987—1994 гг.— главный балетмейстер Киевского гос. театра оперы и балета для детей и юношества (г. Киев); в 1994—1996 гг.— балетмейстер Санкт-Петербургского гос. академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (г. Санкт-Петербург); в 1996—1998 гг.— главный балетмейстер Омского государственного музыкального театра (г. Омск); с 1998 г. преподает в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, с 2005 г.— доцент.

Лауреат международного конкурса балетмейстеров (Москва 1980 г., III премия); лауреат конкурса артистов эстрады «Сочи-82» (III премия); лауреат Государственной премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1985 г.); лауреат Всесоюзного смотра-конкурса ансамблей песни и танца (Москва, 1986 г., III премия).

Заслуженный деятель искусств РФ (1988).

Народный артист РТ (2010).

Георгий Ковтун знаком казанскому зрителю с конца 80-х — начала 90-х годов ХХ века, когда фестиваль классического балета, получивший позднее имя Рудольфа Нуриева, только начинал разворачиваться. В эти годы Ковтун руководил Киевским театром оперы и балета для детей и юношества. Мне помнится, тогда показывались на фестивале балетные постановки: «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Весна священная». Уже тогда работы балетмейстера удивляли нетрадиционностью хореографических решений, неординарностью смысловой нагрузки, использованием в своих произведениях (кроме собственно хореографии) элементов спорта, цирка и еще каких-то движений, пластических ходов, ранее не встречавшихся.

Впервые на постановку в Казань Ковтун приехал в 1989 году в качестве постановщика хореографических сцен в детской рок-опере «Крик кукушки» композитора Р. Калимуллина. Через 2 года уже ставил танцы в опере Р. Вагнера «Летучий голландец». Это были вполне зрелые хореографические работы. В 2001 году имя Георгия Ковтуна появилось на афише в качестве балетмейстера балета Л. Любовского «Сказание о Йусуфе».

«Сказание о Йусуфе» — балет-притча о всепрощающей доброте, способной очистить человечество от злодейства, зависти, жестокости (написал сценарий Ренат Харис по одноименной поэме Кол Гали). Йусуф (Иосиф Прекрасный) — персонаж одновременно Библии и Корана — неоднократно использовался балетным театром. Известны постановки М. Фокина, К. Голейзовского, Дж. Ноймайера. Теперь вот Георгия Ковтуна в Казани.

По первоначальной задумке балет должен был ставить питерский балетмейстер Николай Боярчиков, который пригласил к себе в сопостановщики своего ученика Ковтуна, но затем Николай Николаевич, к сожалению, заболел, и весь спектакль ставил Георгий Анатольевич.

«Сказание о Йусуфе» — балет в трех действиях. Каждое действие имеет свое название и свою пластическую лейттему. Первый акт «Йусуф и братья». Здесь в центре событий герой со своими братьями, вернее, с танцем этих братьев. Танец этот, как ругань, как танец-издевка над младшим братом Йусуфом. Пластика широкая, разорванная, грубая, словно раздающая пощечины. В центре второго действия под названием «Йусуф и Зулейха» — красивый по форме и поставленный с хорошей хореографической выдумкой дивертисмент в обрамлении двух дуэтов главных персонажей. Третий акт «Йусуф и фараон» — развязка спектакля, монологи Йусуфа: монолог-признание в любви к людям, монолог-прощание и вознесение героя на небо, домой, к своему Небесному Отцу. Пластика Йусуфа на протяжении всего спектакля выстроена хореографом на удлиненных, как бы тянущихся движениях, неторопливых, нерезких.

Интересно решен в спектакле образ скарабея, который время от времени появляется на сцене. Он как бы соединяет отдельные картинки спектакля, между которыми прошло какое-то время. По сути, это и есть философский символ времени (а может безвременья?). Образ этот — большая находка авторов, а балет в целом — о ценностях общечеловеческих, лежащих вне прозаической материальности. Основу спектакля составляет классический танец, но в индивидуальном представлении (преломлении) постановщика: телодвижения, ракурсы, позы с необычными углами, что соответствует музыке и придает прелесть балету.

Создатели балета «Сказание о Йусуфе»: композитор Леонид Любовский, автор либретто Ренат Харис и исполнитель заглавной хореографической партии Нурлан Канетов — в 2005 году стали лауреатами Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. И хотя среди вышеперечисленных имен нет балетмейстера Георгия Ковтуна (он подданный другого государства), его вклад в создание спектакля не менее значителен.

В балете «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига (постановка 2003 года) Ковтун максимально приблизил сюжет к авторскому первоисточнику, т. е. Генрику Ибсену. Пер путешествует у него в трех стихиях (кроме земли): под землей, под водой и на небе. Во многих постановках, в том числе и нашей редакции 1961 года, Пер Гюнт, наравне с подземным путешествием, успевал побывать в других странах, повидать многих людей и лишь потом возвращается на родную землю.

Основная идея спектакля: как бы ты не отрывался от родной земли, все равно ты нужен ей и тебя тянет туда, где ты родился, потому что это твоя земля. Кроме того, Ковтун перенес действие балета в более отдаленные времена — Скандинавию эпохи викингов.

Богатой выдумкой постановки отличаются в спектакле так называемые народные сцены. Это многолюдные пляски современников Пера Гюнта, поставленные и исполняемые темпераментно, с элементами акробатических поддержек (что вообще характерно в балетмейстерском творчестве Ковтуна) и народных обрядов. Совсем другая пластика в сценах приключений Пера Гюнта — наполненная напряженным драматизмом вперемежку с фантастикой: то с элементами комедии, а то трагедийными нюансами.

Нетрадиционно решена постановщиком и сцена ухода из земной жизни матери Пера Гюнта — Озе. Сын увозит свою матушку на санях, а возвращается с пустыми санями. Это наводит на некоторые ассоциации. А весь спектакль напоминает библейскую притчу о блудном сыне, только вместо отца встречает сына земля родная. В «Пер Гюнте» Ковтун продолжил смело экспериментировать с сюжетом, движением, пластикой, создавая нечто свое, новое, сенсационное.

Лет пять Георгий Ковтун жил идеей балета А. Хачатуряна «Спартак» в Татарском театре оперы и балета, думая о том, как было бы хорошо найти применение столь сильной мужской части балетной труппы. Наконец, в 2008 году премьера состоялась.

За два месяца до этого «Спартак» с традиционной фабулой был поставлен Ковтуном в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Продублировать на казанской сцене эту постановку не было возможности. Поэтому балетмейстер решил изменить сюжет: борьба братьев Ромула и Рема (в нашем случае Спартака и Красса) за римский престол в основе. Балет же должен был называться «Гладиатор», однако в дальнейшем от этого названия пришлось отказаться.

Весь балет поставлен в хореографическом стиле ампир, в особенности выпирают сцены с патрициями — исключительно помпезно, торжественно, иногда даже вычурно. В то же время, в хореографии много элементов украшения — своеобразных мелких пластических завитушек, полудвижений, хореографических «каприсов» (как когда-то раньше писали каллиграфическим почерком текст от руки, украшая его). Украшательство раньше зависело от фантазии, а в нашем случае — Ковтуну фантазии не занимать. И опять в балете смешиваются танец, гимнастика, акробатика, цирк.…

Георгий Ковтун известен у нас в Казани не только в качестве хореографа. В 2011 году он стал режиссером и балетмейстером знаменитой оперы Ж. Бизе «Кармен». Вот где фантазия постановщика развернулась во всю ширь и проявилась во всю мощь!

Вообще же Ковтуну интересно работать в разных жанрах: балете, драме, опере, цирке, оперетте, балете на льду, гимнастике, телевидении, мюзикле. Часто в его творчестве жанры смешиваются, но это не кажется эклектикой, а чем-то новым, свежим словом в искусстве. Это дар Божий.

Всего Георгий Ковтун поставил около четырехсот спектаклей, миниатюр, композиций в различных направлениях искусства, на многочисленных сценических площадках. Он автор пьесы «Шолом Шагал» (поставлена в Московском еврейском театре в 1986 году), автор книги «По белу свету» (2003 г.). Он работал в Москве, Одессе, Чебоксарах, Сургуте, Воронеже, Элисте, Хабаровске, Омске, в дальнем зарубежье: США, Франции, Румынии, Шотландии.

В связи с этим Георгий Ковтун первым своим домом считает весь земной шар, а вторым — Казань, где ему комфортно, где легко работается и где он может реализовать любые свои творческие планы.


 В. Горшков
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»