|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
КОЧНЕВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА
Родилась 25 октября 1951 г. в Казани. В 1975 г. окончила Казанское театральное училище и была приглашена в Казанский ТЮЗ, с 1989 по 1991 г. работала в Кировском ТЮЗе, в 1996 г. — в Челябинском, с января 1997 г. вновь в Казанском ТЮЗе.
Заслуженная артистка ТАССР (1985).
Народная артистка РТ (2009).
Импульсивная, нервная, эмоционально непосредственная, Надя Кочнева в первые годы своей работы играла задиристых девчонок-школьниц, живых, непоседливых, влюбляющихся, мало отличавшихся от нее самой. В ролях Камы («За все хорошее — смерть!» М. Ибрагимбекова) и Тийны («Оборотень» А. Кицберга) стремилась постичь и передать сложность внутреннего мира своих героинь, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях перед необходимостью жестокого нравственного выбора. Творческим открытием стала слепоглухонемая Элен в спектакле «Сотворившая чудо» по пьесе У. Гибсона, сыгранная Кочневой с подлинным вдохновением. Отчаянная жажда пробиться к свету, к контакту с окружающим миром, переданная актрисой, как казалось, на пределе человеческих возможностей, захватывала зрителей своей страстью, внутренней силой и безусловной убедительностью физического существования. И когда ее Элен, лихорадочно ощупывая пальцами передаваемые ей предметы, вся устремленная во внутренний слух, находила этот контакт, когда она, наконец, понимала, что хотела ей сказать учительница, и к ней приходило осознание того, что она выбилась из мрака своего заточения, радость вместе с ней делил весь взволнованный зрительный зал. Актриса демонстрировала в этой роли зрелое мастерство внутреннего и внешнего перевоплощения, создав образ не только убедительный и достоверный, но и масштабный по своему характеру, воплотив нем силу, мощь человеческого духа.
С большим эмоциональным напряжением сыграла она затем Катю в спектакле «С любимыми не расставайтесь!» по сценарию А. М. Володина, убедительно сумев передать, как к ее героине приходит осознание чувства нравственной ответственности в любви. Выразительно сыграла Елену («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира), растерявшуюся перед противоречивостью, переменчивостью и быстротечностью своих чувств. Убедительна была в образе Бетти («Опасный поворот» Д. Б. Пристли) и в образе испанской принцессы («Сид» П. Корнеля), сжигаемой внутренним огнем, заключенным в жесткий корсаж условностей придворного этикета. Тонкий психологический рисунок выстраивала Надя Кочнева в роли Елены Тальберг («Дни Турбиных» М. А. Булгакова), пытающейся спрятаться в розовом гнезде и от своих чувств, и от надвигающейся катастрофы.
Героини Кочневой всегда переполнены энергией, жаждой действия, порой озорства, за которым кроется некий вызов обыденности. Таковы ее Лизетта («Любовное безумие» Ж. Реньяра), г-жа де Воланж («Опасные связи» по роману Ш. де Лакло), Золотой Ариэль («Буря» У. Шекспира), некая условно-символическая фигура, придуманная режиссером для передачи многозначности созданного драматургом образа крылатого духа.
В роли Милдред Макбейн, которую Кочнева стала играть после ухода из театра первой исполнительницы, в некотором смысле она совершала переход на роли героинь зрелого возраста, уже прошедших определенные жизненные испытания, в значительной степени перегоревших в страстях, свойственных молодости, чуть уставших и разочаровавшихся. Глубокий, психологически наполненный образ создает Кочнева в роли Эльвиры («Санта Крус» М. Фриша), все понимающей, но не все принимающей в окружающем ее мире, из которого ей тоже хотелось бы убежать в некую волшебную страну свободы и духовной чистоты.
Надя Кочнева с удовольствием и даже азартом играет острохарактерные роли и роли сказочных персонажей, хотя ее творческой индивидуальности ближе роли внутренне благородных и интеллектуально богатых героинь. Театральность, игра, выдумка присущи ее темпераменту и требуют выхода, возможно, потому, что она не сыграла еще своих главных ролей, равных по уровню внутренней силы ее Элен из спектакля «Сотворившая чудо».
Ю. Благов
|
|