|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
КОЧЕТОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ
Родился 29 апреля 1957 г. в г. Иваново. В 1983 г. окончил студию при областном драматическом театре в Великом Новгороде, в 1984—1989 гг. работал в театрах Кокчетава и Актюбинска в Казахстане, с 1989 г. — в труппе Бугульминского русского драматического театра им. А. В. Баталова.
Заслуженный (1996) и народный (2005) артист Республики Татарстан.
Путь на сцену у многих современных актеров, как правило, начинается с театрального училища — среднего учебного заведения, поступить в которое можно по достижении 15—16-летнего возраста. Нынешние режиссеры в погоне за подлинностью на сцене исходят из принципа, что возраст исполнителя должен соответствовать возрасту героя. Но есть актеры, которые пришли в театр не со школьной скамьи, а по прошествии некоторых лет, пришли не по романтическому порыву, а по зрелому размышлению, убедившись в том, что именно сцена — их подлинное призвание. К таким актерам можно отнести Александра Кочетова.
В 1979 году он окончил Ивановский химико-технологический институт, получил специальность инженера-механика и был направлен на работу на Новгородский химический завод. Решив вопрос с работой, надо было подумать, где и как использовать свободное время. В городе был приличный драматический театр, при нем работала студия. Имея за плечами и некоторый сценический опыт, и сформировавшийся еще на школьной скамье интерес к театральному искусству, Александр пришел в эту студию и в 1983 году успешно ее окончил, получив вторую специальность и возможность выбора между инженером и актером. Выбор был сделан, и с февраля 1984 года Александр стал профессиональным актером Кокчетавского русского драматического театра. Через три года он перебрался в Актюбинский театр, а еще через два —в Бугульму. В первый же сезон он сыграл здесь Алана Стренга в пьесе П. Шеффера «Эквус», затем Ричарда в пьесе Э.Олби «Все в саду», Армана в пьесе А. Дюма-сына «Дама с камелиями» — роли, утвердившие его в амплуа героико-романтического героя и выдвинувшие его в труппе на первый план. Обладая, по режиссерской терминологии, великолепной фактурой, богатыми голосовыми возможностями, в полном расцвете творческих сил, в небольшой по составу труппе он был занят чуть ли не во всех спектаклях репертуара, стремительно набирая профессиональный опыт и мастерство.
В репертуаре Кочетова, кроме уже названных, такие заметные роли, как Фредерик («Черная невеста» Ж. Ануйя), Эйлиф («Мамаша Кураж и ее дети» Б.Брехта), Умберто («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо), Талейран («Наполеон-1» Ф. Брукнера), Онек («Горбун» С. Мрожека), Барни Кэшмен («Последний пылкий влюбленный» Н.Саймона), Сервантес-дан Кихот («Человек из Ламанчи» Д. Вассермана), Оргон («Тартюф» Ж. Б. Мольера), князь Понтиашвили («Ханума» А. Цагарели), шинкарь Янкель («Хапун» В.И.Ольшанского), Ризположенский («Банкрот» А. Н. Островского), Смирнов («Медведь» А. П. Чехова), наконец, Джон Смит в экстравагантных комедиях Р. Куни,— роли, чрезвычайно разные по стилю и жанру, по характеру драматургического материала, по степени приближенности к реалиям сегодняшнего дня. Для Кочетова, однако, важна, в первую очередь, человеческая сущность роли, ее психологическое и нравственное содержание, строгая логика сквозного действия, обоснованная обстоятельствами жизни героя пьесы. Этому принципу подхода к роли Кочетов следует неукоснительно, в каком бы жанре ни выстраивался спектакль. Принцип этот обеспечивает убедительность исполнения даже в анекдотических ситуациях комедий Р. Куни, помогает созданию жизненно достоверного характера, вызывающего живое отношение зрителя.
К числу значительных удач Кочетова может быть отнесен и созданный им образ Зиновия Борисовича («Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова), все видящего, все понимающего, но бессильного что-либо изменить в складывающихся вокруг него обстоятельствах и потому принимающего их со стоической мудростью. Роль эта была отмечена премией республиканского конкурса «Тантана» в 2011 году.
Актер широкого творческого диапазона, Кочетов играет в драмах и комедиях, детских сказках и мюзиклах, выступает в концертах, вполне зримо и конкретно осуществляя культурную миссию, возлагаемую на театр провинциального города.
Ю. Благов
|
|