поиск новостей
  • 18.04 Флешка, рэп һәм мәхәббәт. Тинчурин театры, 18:30
  • 18.04 Үзбәкстан дәүләт драма театры гастрольләре: «Не называйте нас слабыми» Кариев театры, 13:00
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 18 Апрель
  • Харис Төхвәтуллов - актер
  • Ләйлә Дәүләтова - шагыйрә
  • Фирдүс Гыймалтдинов - журналист
  • Фирая Бәдретдинова - журналист
  • Илшат Рәхимбай - кинорежиссер
  • Ришат Әхмәдуллин - актер
  • Альберт Гадел - язучы
  • Ибраһим Нуруллин (1923-1995) - язучы
  • Фәгыйлә Шакирова - блогер
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

КАРПЕЕВ АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

Родился 22 февраля 1957 г. в Казани. В 1979 г. окончил Казанское театральное училище и был принят в Казанский театр кукол (Татарский государственный театр кукол «Экият»).

Заслуженный (1994) и народный (2005) артист Республики Татарстан.

В кукольном театре случайные люди не задерживаются. Трудно представить себе человека, избравшего актерскую профессию и мечтающего о славе, прячущимся за ширмой. Поэтому в кукольный театр приходят люди исключительно по призванию, по зову души. В том, что Александр Карпеев пришел в кукольный театр именно таким образом, сомневаться не приходится. Выразительные внешние данные: рост, голос, удивительно приветливое и симпатичное лицо,— вполне позволяли ему состояться как актеру на любой драматической сцене любого крупного театра. Он выбрал кукольный и вот уже более тридцати лет служит ему преданно и вдохновенно.

За эти тридцать лет он переиграл множество ролей, и множество самых разных кукол, больших и маленьких, перебывало в его руках. Как у подлинного мастера своего дела, к тому же в это дело влюбленного и безусловно осознающего его общественную значимость, у Карпеева за прожитые в театре годы выработался свой индивидуальный стиль исполнения, свой принцип подхода к каждой роли и к каждой пьесе. Он хорошо чувствует жанр пьесы и стиль спектакля и исходя из этого по-разному выстраивает свои взаимоотношения с куклой. Находясь за ширмой, он стремится максимально перевоплотиться в своего героя, создать образ, пользуясь выразительными средствами куклы и своим голосом, выстраивая выразительную речевую партитуру роли. Голос Али («Али-баба и сорок разбойников» В. Смехова) — это, конечно, голос «южного» человека, мягкий, певучий, насыщенный эмоциональными всплесками, обертонами. Голос работника Антона («Аленький цветочек» Л. Т. Браусевича, И. В. Карнауховой) — простодушный и незатейливый. И в этом точно найденном речевом рисунке образа, его тональности уже виден характер персонажа, его отношение к окружающему, к происходящим вокруг него событиям. Скупые, неброские жесты эту характеристику дополняют, представляя законченную картину. Движения куклы в руках у Карпеева строго выдержаны и очень экономны, ничего лишнего, никакой суеты. Именно таковы его герои — уверенные в себе, не теряющие присутствия духа в самых сложных ситуациях.

Работая с куклой планшетной, выходя вместе с куклой на площадку, Карпеев выстраивает свои отношения с куклой иначе и выстраивает их очень трогательно. На открытой площадке его контакт со зрителем возникает напрямую, кукла не выступает в качестве посредника в этом контакте, она является его соучастником, она помогает актеру донести до зрителя мысль, заложенную в пьесе и в данном образе. Актер и кукла выступают вдвоем как два равноправных партнера. И актер существует на сцене в двух ипостасях, играя одновременно и образ, и отношение к нему (не этого ли добивался Б. Брехт от своих актеров?). Отношение к образу может быть при этом неоднозначным. Играя Щелкунчика (о.п. по повести-сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»), актер относится к нему по-отечески трогательно и заботливо, всячески сочувствуя своему герою в его переживании превратностей судьбы и одобрительно приветствуя его стойкость и мужественность. В финале истории Щелкунчик превращается в Принца, к нему возвращается его прежний облик. По логике событий, в Принца и должен был превратиться Карпеев, но режиссура передала эту роль другому актеру. В «Старой сказке» Б. Шергина, играя Якуньку, Карпеев выражает целую гамму чувств по отношению к своему герою: он может и восхищаться его находчивостью, и удивляться его смекалке, и снисходительно относиться к его юмору, и выражать даже некоторую озабоченность по поводу рискованного порой поведения своего героя. Такая способность «раздваиваться» на сцене и существовать в равной степени убедительно и в образе, и рядом с ним — редкий дар, выдающий наличие у актера высокой степени мастерства и придающий создаваемым им образам своеобразную изысканность и очарование. Несомненно также, что подобный принцип трактовки образа помогает, в свою очередь, и маленькому зрителю быстрее и легче сориентироваться в отношении к героям спектакля и к содержанию пьесы. Актер умеет ненавязчиво, но настойчиво подсказать зрителю, на что ему следует обратить особенное внимание, чтобы сделать правильные выводы относительно происходящего на сцене, а следовательно и в жизни. Режиссер Л. А. Дьяченко, руководитель курса, на котором Карпеев учился, в шутку называет его учеником Ю. И. Каревой, которая преподавала на курсе «живой план» и всегда отмечала Карпеева как лучшего исполнителя на своих уроках.

Александр Карпеев — человек, искренне преданный театру. Будучи довольно плотно занятым в репертуаре, он одновременно многие годы выполняет достаточно хлопотные и многообразные в кукольном театре обязанности помощника режиссера, от профессионализма которого зависит всецело ход спектакля. Как никто другой, он знает всю технику кукольного спектакля, и это дает ему дополнительные возможности выстраивать свою роль строго последовательно и в точном соответствии с режиссерским замыслом. И конечно же он непременный участник всех фестивальных спектаклей, с которыми театр выезжает в различные города России и за рубеж. И непременный участник концертных представлений, новогодних и общественных мероприятий. Деда Мороза на всех новогодних представлениях, в том числе и на президентских елках он играет уже более тридцати лет. Миссию свою — образовательную, воспитательную, просветительскую — он как актер выполняет ответственно и с полной отдачей.


 Ю. Благов
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»