|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ИСАНГУЛОВА (ЯРЕМЧУК) ГУЛЬСУМ САБИРОВНА
Родилась 10 июля 1938 г. в д. Карагай Мелеузовского района БАССР. В 1961 году окончила Московское театральное училище им. Щепкина (вуз) и была принята в труппу академического театра им. Г. Камала.
Заслуженная артистка ТАССР (1974).
Народная артистка ТАССР (1988).
Народная артистка РБ (1996).
У каждого человека — своя судьба: кто-то в детстве живет в неге, окруженный любовью, кто-то в сиротстве, терпя все беды и несчастья безотцовщины. Последняя участь пришлась на долю маленькой Гульсум. Она потеряла отца в 1942 году во время войны, позже мать, исчезнувшую бесследно по пути в Уфу. Девочка с братьями попала в уфимский детдом. А детдом — это крыша над головой, питание. В таких условиях выживают и становятся впоследствии личностями самые сильные. Такими оказались Гульсум и ее братья. Они выкарабкались, нашли свое место в жизни. По объявлению о приеме в татарскую студию Гульсум приезжает в Казань, и ее принимают в училище им. Щепкина в Москве.
В Москве Исангулова со всем курсом проживает счастливые годы, окруженная любовью замечательных педагогов и прежде всего М. Н. Гладкова. Занятия, театры, музеи, выставки — все впервые, все так интересно. Она нашла свою нишу в жизни.
Вместе со всеми Гульсум вернулась в Казань, в Татарский академический театр им. Г. Камала. Началась новая жизнь — жизнь, отданная сцене, искусству. Первые годы — продолжение учебы. Но уже почти с первых лет творческому почерку Исангуловой оказался присущ глубокий внутренний драматизм, яркая эмоциональность, даже романтическое воплощение образов. Последнее шло, наверное, по генной, неосознанной ею системе. Она башкирка. А башкирским актерам присуще некоторое приподнятое, романтическое исполнение ролей.
Ее первыми ролями были сугубо драматические образы: молодая Кори — «Воспитание чувств» по А. Муису, трагическая Айслу — «Миркай и Айслу» Н. Исанбета. Но самой значительной ролью первого периода оказалась Назлыгуль в драме М. Байджиева «Дуэль» (по-татарски спектакль назывался «Хуш, Назлыгуль»). Исангулова создавала многогранный образ человека, проходящего процесс нравственного очищения. Вначале она ведет себя несколько вызывающе. Но через некоторое время понимаешь, что вульгарная манера поведения нарочита. Назлыгуль обращается к ней, чтобы скрыть свои истинные чувства — тоску, боль, граничащие с отчаянием. Второй план роли актриса определяет последовательно. Она раскрывает тему человека трудной, несложившейся судьбы. Характер героини раскрывался в непрерывном развитии. Следуя логике мышления Назлыгуль, актриса показывала пройденный ею путь, объясняла причины ее цинизма, безверия в доброту, в людей. Только постепенно, под влиянием безнадежно больного Газиза, она начинала меняться. Исчезали вульгарность, вызывающие позы, нарочитый громкий хохот. Все мягче и задумчивее становились глаза. В итоге рождался новый человек, поверивший в человеческую доброту.
Потом была Щеголева — «Человек со стороны» И. Дворецкого — внешне суховатая, строгая неулыба. Только глаза выдавали борьбу, которая происходила в ее душе. Более поздние работы: Энже — «Кул Гали» Н. Фаттаха, Лариса — «Одна ночь» Б. Горбатова, Роза — «Сумерки» А. Гилязова, Шафак — «В ночь лунного затмения» М. Карима, доказывали способность актрисы вскрывать внутренние пласты роли, определять второй план образа, создавать завершенный характер, определять биографию своих героинь.
Впоследствии Исангулова, наряду с драматическими, начинает играть комедийные и гротесково решенные роли. Например, в спектакле «Свои люди, сочтемся» А. Островского она играла Липочку, ошалевшую от безделия, крикливую, настырную старую деву, орущую на мать, чтобы та нашла ей мужа. В этом ряду была и невежественная Гарифа — «Банкрот» Г. Камала.
В 1977—1993 годах театр ставил продолжение первой части трилогии о Миляуше «Дружеский разговор», «Прощайте» Т. Миннуллина. Эти драмы носят исповедальный характер, где автор размышляет о долге художника, о самом страшном для него — душевной сытости, самоуспокоенности. Автор говорил, что эти персонажи — его ровесники, почти соученики, в каждом из них — частица его собственной жизни. В обоих спектаклях роль Сажиды играла Исангулова. Как раз ее героиня оказалась предателем высоких идей юности. Актриса раскрывала непривлекательный характер омещанившейся Сажиды, для которой теперь важнее ванная с черным кафелем и голубым унитазом. На эту Сажиду отчасти была похожа сыгранная позднее беспардонная, циничная, наглая Гульсум — «Наследие» Г. Каюмова.
С годами Исангулова переходит на роли возрастных персонажей: Хадича — «Брачный контракт», Махбуба — «Зулейха» Г. Исхаки, Салима — «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова, Текле — «Ханума» А. Цагарели и др. Всех этих героинь актриса рисовала сочными, крупными мазками.
Но самое главное, несмотря на сложное детство, Гульсум Исангулова нашла свою нишу в жизни — театр.
И. Илялова
|
|