поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ХИСМАТОВ АСХАТ АСАДУЛЛОВИЧ

Родился 1 января 1952 г. в д. Нижнее Алькеево Алькеевского района ТАССР. В 1978 г. окончил Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова) и был принят в труппу академического театра им. Г. Камала.

Заслуженный артист РТ (1991).

Народный артист РТ (2003).

Асхат Хисматов не сразу пришел в театр. После окончания школы в 1969 году приехал в Казань и поступил на работу в управление «Волгостальконструкция» механиком. В 1970 году его мобилизовали в армию. В 1972 году он вернулся на то же предприятие монтажником. Хисматов участвовал в самодеятельных спектаклях Дома культуры строителей. Там его увидел Масгут Имашев — композитор, певец, директор оперного театра, потом директор театрального училища. Он сказал, что ему надо поступать в театральное училище, более того, привел его туда, познакомил со знаменитым режиссером, педагогом М. Салимжановым. Тот посмотрел на юношу, попросил что-нибудь почитать, спеть и принял его на свой второй курс. Так кардинально поменялась жизнь молодого человека. Учась в училище, он ходил только на занятия по актерскому мастерству, ибо продолжал работать на старом месте. Через год Асхат начал работать в театре монтировщиком, а в 1978 году, после окончания училища, его перевели в актерский состав. Вот так, постепенно, он нашел свою нишу в жизни.

Хисматов сразу оказался востребованным в театре. У Хисматова выразительные сценические данные — стройная фигура, доброе лицо. Не случайно он почти всегда играет положительных героев, отличающихся мягкостью, человечностью. У актера замечательный певческий голос теплого, баритонального тембра. Поэтому в молодости он играл роли поющих героев в знаменитых татарских музыкальных драмах и комедиях: «Голубая шаль», «Казанское полотенце» К. Тинчурина.

Необыкновенной естественностью, непосредственной искренностью отличался Хайретдин — «Молодые сердца» Ф. Бурнашева. Спектакль, поставленный П. Исанбетом, увлекал зрителя мягким лиризмом, чистотой взаимоотношений молодых влюбленных Хайретдина и Сарби. Казалось бы, нет ничего нового в характерах этих людей, в ситуациях, происходящих с ними. Но Хисматов и его партнерша Зарипова (Сарби) столь искренны и правдивы, что зритель верил в горячую любовь молодых людей. Особенно сильно покоряла своей целомудренностью, подлинностью чувств сцена их первого объяснения. Для того чтобы сконцентрировать внимание на этом эпизоде, режиссер убирал со сцены свет, направив лишь два луча на лица Хайретдина и Сарби. Они стоят, прислонившись к двум сторонам дерева, и очень тихо, стесняясь нахлынувших чувств, говорят о своей любви. Они столь переполнены охватившим их чувством, что незаметно начинают петь. Эта сцена оставляла у зрителя ощущение встречи с первозданной молодостью, с высокой поэзией.

В те же годы Хисматов играет самые разные по характеру роли: обаятельный Марат («Перед свадьбой» Х. Вахита), жертвующий собой ради спасения друга; собирающийся жениться Гелюс — «Сын женится, мы разводимся» И. Юзеева; оказавшийся в трудном положении Максуд — «Приехала мама» Ш. Хусаинова (вторая редакция). Максуду тяжело, ибо он не может взять к себе маму, так как живет в бараке, позже актер очень точно раскрывал радость Максуда в связи с получением квартиры в большей мере из-за того, что у него теперь есть возможность взять маму к себе жить. Рядом с этими персонажами особняком стоит образ трагичнейшего Ташчайнара-волка, у которого люди убивают детенышей а потом и его самого — «Плаха» Ч. Айтматова (инсценировка М. Гилязова и Д. Сиразеева). С 1995 года Хисматов играет совершенно очаровательного, по-детски наивного верзилу, с несколько косолапой пластикой, Бачку — «Зятья Григория» Т. Миннуллина. Надо было видеть уморительно смешную сцену, когда он пытается много раз, разными интонациями, охая и ахая объяснить бестолковой старушке Палый, кто он и зачем посылает ее к Григорию. Зритель же никак не может удержаться от смеха.

И вот этому, уже известному актеру, игравшему ведущие роли молодых героев, вдруг поручают роль собаки. Акбай в знаменитом детском сериале Т. Миннуллина. Первая пьеса и спектакль назывались «Деревенский пес Акбай». Хисматов практически переиграл во всех сериях всех Акбаев. Актер с такой душевной теплотой создал замечательный образ собаки — доброй, умной, справедливой, мудрой, верной своим друзьям, что она полюбилась не только детворе, но и взрослым.

Крайне редко актер, сам по себе мягкий, доброжелательный, создает такие образы отрицательных персонажей, как гнусный, отвратительный Халим — «Минникамал» М. Амира; глуповатого, но надменного Габдрахмана — «Летающая тарелка» 3. Хакима. Он играл небольшие роли в пьесах А. Островского: Иван — «Бесприданница», Денис Иванович — «Светит, да не греет», Акоп в грузинской комедии «Ханума» А. Цагарели. Играл правдиво, органично. Но при этом чувствовалась индивидуальность Хисматова. Ему замечательно удаются образы простых, сердечных людей, в основном в татарских пьесах. Он проникновенно, естественно передает душевное богатство человека из народа. Работая над ролью, Хисматов не стремится к внешней трансформации характера, добиваясь перевоплощения внутренним преображением.

Все персонажи актера — люди сдержанные, не поддающиеся бурным, открытым страстям. Это подтверждает и недавняя роль Айдара в спектакле «Дачный сезон» С. Юзеева. Глядя на немолодого дачника, создается ощущение, что артист не прикладывает никаких усилий для создания образа, настолько он прост, естественен, абсолютно жизнеподобен. Ходит по своему дачному участку человек, занимается привычными делами — что-то подправит, где-то подкопает, кирпич стащит у соседа, иногда что-то споет. Айдар просто живет.

Хисматов нужен театру и как актер, и как человек. Он безотказно участвует на всех концертах театра, замечательно исполняет татарские песни. Он председатель профсоюзной организации театра, занимается всеми бытовыми, производственными делами. Самая большая неожиданность для зрителя — 7 нояб­ря 2011 года в премьерном спектакле новой редакции «Голубая шаль» (режиссер Ф. Бикчентаев) Хисматов долгие годы, игравший героя пьесы Булата, предстал в образе Ишана (!)
 

И. Илялова
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»