• 27.10 "Мио, минем Мио", 6+, Кариев театры, 18:00
  • 28.10 "Ләйлә вә Мәҗнүн" , 12+, Кариев театры, 18:30
  • 29.10 Микулай, 12+, Кариев театры, 18:30
  • 30.10 Премьера!"Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00 һәм 13:00
  • 30.10 "Яратып туялмадым", 16+, Кариев театры, 18:00
  • 31.10 Премьера "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00
  • 31.10 "Шәй-бу, Шай-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 01.11 Юрий Шатунов. КСК "Уникс". 19:00
  • 02.11 "Хикмәт әкиятләре", 6+, Кариев театыр, 18:00
  • 03.11-07.11 Ришат Төхвәтуллин. Сула. КСК "Уникс"
  • 04.11 "Корт", 12+,Кариев театры, 18:00
  • 05.11 Премьера! "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 13:00
  • 05.11 "Мәхәббәт күгәрченнәре", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 06.11 "Кәҗүл читек", 6+, Кариев театры, 13:00
  • 06.11 "Шәй-бу, Шәй-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 07.11 "Сәлам, Актәпи",3+, Кариев театры, 13:00
  • 07.11 "Ак чәчәкләр кебек...", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 10.11 Валерий Меладзе. Татнефть Арена. 19:00
  • 10.11 "Озын-озак балачак", 12+, Кариев театры, 18:30
  • 20.11-24.11 Гүзәл Уразова һәм Илдар Хәкимов. КСК "Уникс"
Бүген кемнәр туган
  • 25 Октябрь
  • Нурихан Фәттах (1928-2004) - язучы
  • Афзал Таһиров (1890-1937) - язучы
  • Мамадыш районында иртә буаз тана сатыла, бәясе килешү буенча, тел.89172470972
  • Бер булмэле квартир,гостинка,студия снимать итэм,укып эшли торган татар кызы,ДРКБга якын булса бик яхшы булыр иде или якын-бирэ районрдан советский,и тд.2булмэле квартирга бер кыз янына подселениега да керергэ риза.тел:8962-575-68-53.
  • Корбанга, гакыйкә, нәзергә сарыклар бар. Казанга, Биектауга, Питрәчкә китереп бирәбез. Барлык бәясе 8000 мең. 89179113219
  • УБОРЩИК ТЕРРИТОРИЯ (ДВОРНИК) ИР КЕШЕ ЭЗЛИБЕЗ ЭШ УРЫНЫ УЛ.ЧУЙКОВА УРНАШКАН, 67 ЯШЬТЭН ОЛЫ БУЛМАСЫН! 5/2 7:00,16:00 БЕР СЭГАТЬ ОБЕД ЗАРПЛАТА 15-17 МЕН ТЕЛ 89957664503
  • Открыта вакансия на должность бухгалтера , экономиста в бюджетное учреждение в с.Актаныш тел 88555232062, 88555232034
  • Ноябрь бэйрэмендэ суелачак яшь ярымлык угез итенен ике ал боты сатыла.кг 330 сумнан тел 89027113070
  • Телэче районы Шэтке авылында йорт сатыла.Газ, су кергэн. 89534073195
  • Торле породалы тавыкларны бик арзан бэягэ сатабыз. Кученеп киту сэбэпле 89274897219
  • В Казани семейная пара снимем однокомнатную квартиру, без детей и животных, РИЭЛТОРАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ!!! 89046705587(18+КУ)
  • Детскому саду №100 Советскому району требуются воспитатели,ст.медсестра адрес ул.Кирпичная 2а телефон 295-54-15
 
 

 
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ХАЙРУЛЛИНА ФИРДАУС ХАБИБУЛЛОВНА

(4 января 1951 г., с. Агайбашево Лаишевского района ТАССР — 15 июля 2003 г., г. Казань)

В 1970 г. закончила Казанское театральное училище (курс М. Х. Салимжанова), с того же года — актриса академического театра им. Г. Камала.

Заслуженная артистка ТАССР (1983).

Народная артистка РТ (1995).

Заслуженная артистка РФ (2002).

Давно, в 1982 году, в журнале «Театральная жизнь» я писала о своей студентке Фирдаус Хайруллиной. Как молниеносно мчится время! Давно ли длинноногая, нескладная, большеглазая девчонка сидела на моих лекциях в Казанском театральном училище. И вот она — актриса Театра им. Г. Камала, член правления татарского отделения Всероссийского театрального общества, отмечена правительственной наградой — медалью «За трудовую доблесть».

Мне было очень приятно писать о своей бывшей студентке. Мне импонировали ее доброта, благожелательность к людям, добросовестность в работе. Вы бы видели, как загорались ее глаза, когда речь заходила о товарищах, о той доброжелательной, искренней атмосфере, которая царила среди молодежи театра! Дружба и энтузиазм помогают молодым расправить крылья, почувствовать простор для эксперимента и творчества.

Фирдаус была предана своему театру, радовалась рождению его спектаклей, успехам своих коллег. Для нее не существовало простоев в творчестве. Если при распределении ролей она не попадала в полюбившуюся пьесу, то работала самостоятельно над ролью, готовая в любой момент войти в спектакль. Это свидетельствовало не только о колоссальной работоспособности, но и о большой любви к искусству, преданности ему.

В то же время в ее стремлении много играть не было беспардонного требования исключительного внимания к своей персоне — актриса очень скромно вела себя в театре. Никто не слышал от нее ссылок на усталость. Ее уважение к делу, к товарищам проявлялось в дисциплине.

Фирдаус постепенно вырастала в серьезную, большую актрису. Как многие, Хайруллина делала свои первые шаги в небольших ролях, массовых сценах. Она принадлежит к разряду тех актеров, к которым успех приходит постепенно, осторожно, неторопливо. Поначалу как все начинающие актеры, играла разных молоденьких, смешливых девчушек, как, напри­мер, Сайру в «Мужчинах» Т. Миннуллина, Финею — «Дурочка» Лопе де Вега, Анджолетту — «Бабьи сплетни» К. Гольдони. Чуть позднее — молодую, серьезную учительницу Муршиду — «Если любовь настоящая» X. Вахита, серьезных Веру — «Одна ночь» Б. Горбатович, Клавдию — «Солдатская вдова» Н. Анкилова, беззащитную, томную гимназистку Зухру — «Беглецы», восторженную мещанку Мастуру — «Портфель» Н. Исанбета.

В этих ролях еще не проявилось то особенное, индивидуальное качество дарования, которое отличает нынешнюю работу молодой актрисы. Фирдаус только-только, что называется, училась ходить.

Режиссер П. Исанбет в спектакле «Судьба татарки» Г. Ибрагимова назначил Хайруллину на главную роль — молодая Гюльбану. Пожалуй, именно эта работа оказалась самой глубокой и завершенной из всего того, что было сыграно доселе. Именно в роли Гюль­бану стало проявляться своеобразие актрисы. Она почувствовала и передала трагическую сущность судьбы татарской дореволюционной женщины, ее полное бесправие, спу­танность тисками патриархальных канонов. Гюльбану Хайруллиной — очень женственна, мягка, стеснительна, с несмелой улыбкой на устах — держала себя строго, сдержанно, не смела прямо взглянуть в глаза мужу и окружающим. Столько было счастья, радости в блестящих, выразительных глазах! Позже актриса показывала, как постепенно, в столкновениях с жесткостью окружающего ее мира, угасали глаза, уходило радостное ощущение жизни. Хайруллина показывала развитие характера Гульбану, постепенный, логический приход к трагическому финалу — самоубийству. После Гюльбану актриса создала образы молодых героинь Гульчихры, Эсмеральды в пьесах «Потоки» Т. Гиззата, «Зифа» Н. Исанбета, рассказывающих о дореволюционных и советских событиях. Эти три роли, сыгранные одна за другой, представляют собой определенный период в творчестве Хайруллиной на пути к зрелости.

Между этими ролями были работы в других спектаклях — Варя в «Одной ночи» Б. Горбатова, Аля в постановке «Где вы, мужчины?» Р. Мингалимова. Но, пожалуй, самой яркой работой актрисы стала Невеста в спектакле «Жених и Невеста» М. Байджиева. В исполнении этой роли — синтез жизненной достоверности, естественности и лиричности, сказочной мечты о счастье и горького разочарования.

Через образ Невесты проходила серьезная и всегда насущная проблема — конфликт между людьми, обладающими духовной красотой, и теми, кто обделен ею, нищ духом. Так же как и при создании образа Гульбану, актриса показывала образ в развитии. Необычайно счастливая поначалу Невеста, узнав о предательстве Жениха не падал духом как Гульбану, а с необычайной взрывной силой духа, одновременно страдания, горечи, с гневной горячей эмоциональностью обвиняла Жениха.

Приобретенное мастерство помогло позднее в создании и трагической героини Зулейхи в одноименной пьесе Г. Исхаки.

С годами в репертуаре Хайруллиной стали появляться комедийно-характерные роли, такие как взбалмошная, но свободолюбивая Катарина — «Укрощение строптивой» В.Шекспира, мудрая, лукавая Катерина — «Зятья Григория» Т. Миннуллина, неожиданными в творческом списке оказались две абсолютно как бы точно срисованные с натуры деревенские женщины Халиса и Марфуга в комедиях З. Хакима «Русалка — любовь моя» и «Летающая тарелка».

Через все роли актрисы всегда проглядывала ее индивидуальность — мягкость, поэтичность, человеческая душевность при, как писал К. Станиславский, «максимуме внутреннего, минимуме внешнего».

Хайруллина, бесспорно, была актрисой сугубо драматической, она обладала глубоким внутренним драматизмом, сдержанной силой. Ей были близки принципы психологической драмы, искусства переживания. Она увлекала зрителя своей глубоко запрятанной сутью, добивалась сопереживания своим героинями, женщинам, как правило, с трудной судьбой. Она четко раскрывала характер своих емких, многогранных персонажей. Жизненная достоверность не отяжеляла ее образы, они были поэтичны, мягки, лиричны.

Человеческая душевность Фирдаус позволила ей, перед уходом из жизни, выпустить книжку с говорящим названием «Ностальгия» («Юксыну»). В ней она с необыкновенной любовью, ностальгией, душевной щедростью писала об актерах живых и ушедших. И через рассказы о других проглядывала сущность самой рассказчицы — человека сердечного, искреннего.
 

И. Илялова
 

▲ Өскә

Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татарстан Диния нәзарәте
ЕлМай
Татар телен саклау һәм үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»
Piter.tatar