• 27.10 "Мио, минем Мио", 6+, Кариев театры, 18:00
  • 28.10 "Ләйлә вә Мәҗнүн" , 12+, Кариев театры, 18:30
  • 29.10 Микулай, 12+, Кариев театры, 18:30
  • 30.10 Премьера!"Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00 һәм 13:00
  • 30.10 "Яратып туялмадым", 16+, Кариев театры, 18:00
  • 31.10 Премьера "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 11:00
  • 31.10 "Шәй-бу, Шай-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 01.11 Юрий Шатунов. КСК "Уникс". 19:00
  • 02.11 "Хикмәт әкиятләре", 6+, Кариев театыр, 18:00
  • 03.11-07.11 Ришат Төхвәтуллин. Сула. КСК "Уникс"
  • 04.11 "Корт", 12+,Кариев театры, 18:00
  • 05.11 Премьера! "Бәхетле көнем", 3+, Кариев театры, 13:00
  • 05.11 "Мәхәббәт күгәрченнәре", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 06.11 "Кәҗүл читек", 6+, Кариев театры, 13:00
  • 06.11 "Шәй-бу, Шәй-бу!", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 07.11 "Сәлам, Актәпи",3+, Кариев театры, 13:00
  • 07.11 "Ак чәчәкләр кебек...", 12+, Кариев театры, 18:00
  • 10.11 Валерий Меладзе. Татнефть Арена. 19:00
  • 10.11 "Озын-озак балачак", 12+, Кариев театры, 18:30
  • 20.11-24.11 Гүзәл Уразова һәм Илдар Хәкимов. КСК "Уникс"
Бүген кемнәр туган
  • 25 Октябрь
  • Нурихан Фәттах (1928-2004) - язучы
  • Афзал Таһиров (1890-1937) - язучы
  • Мамадыш районында иртә буаз тана сатыла, бәясе килешү буенча, тел.89172470972
  • Бер булмэле квартир,гостинка,студия снимать итэм,укып эшли торган татар кызы,ДРКБга якын булса бик яхшы булыр иде или якын-бирэ районрдан советский,и тд.2булмэле квартирга бер кыз янына подселениега да керергэ риза.тел:8962-575-68-53.
  • Корбанга, гакыйкә, нәзергә сарыклар бар. Казанга, Биектауга, Питрәчкә китереп бирәбез. Барлык бәясе 8000 мең. 89179113219
  • УБОРЩИК ТЕРРИТОРИЯ (ДВОРНИК) ИР КЕШЕ ЭЗЛИБЕЗ ЭШ УРЫНЫ УЛ.ЧУЙКОВА УРНАШКАН, 67 ЯШЬТЭН ОЛЫ БУЛМАСЫН! 5/2 7:00,16:00 БЕР СЭГАТЬ ОБЕД ЗАРПЛАТА 15-17 МЕН ТЕЛ 89957664503
  • Открыта вакансия на должность бухгалтера , экономиста в бюджетное учреждение в с.Актаныш тел 88555232062, 88555232034
  • Ноябрь бэйрэмендэ суелачак яшь ярымлык угез итенен ике ал боты сатыла.кг 330 сумнан тел 89027113070
  • Телэче районы Шэтке авылында йорт сатыла.Газ, су кергэн. 89534073195
  • Торле породалы тавыкларны бик арзан бэягэ сатабыз. Кученеп киту сэбэпле 89274897219
  • В Казани семейная пара снимем однокомнатную квартиру, без детей и животных, РИЭЛТОРАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ!!! 89046705587(18+КУ)
  • Детскому саду №100 Советскому району требуются воспитатели,ст.медсестра адрес ул.Кирпичная 2а телефон 295-54-15
 
 

 
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ХАЙРУЛЛИН САЛИХ ЗАРИФУЛЛОВИЧ

(1931—1978)

В 1950 г. окончил Ленинградское академическое хореографи-ческое училище. В

1951—1971 гг. — солист балета Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. В

1971—1973 гг.— солист балета Государственного ансамбля танца «Таврия» (Херсон).

В 1973—1977 гг.— зав. учебной частью и педагог по дуэтному танцу в Одесском хореографическом училище.

Народный артист ТАССР (1968).

В хореографическом училище Салих Хайруллин учился у великого педагога Александра Ивановича Пушкина. Достаточно сказать, что у него закончили школу Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников.…

После окончания балетной школы, имея феноменальные природные и профессиональные данные, Хайруллин решил попробовать себя в конкурсе на место солиста балета Большого театра Союза ССР в Москве. И выиграл в конкурсе, но с условием — год стажировки-усовершенствования в выпускном классе. Там Салих продолжил обучение, которое было ему не в тягость, все уже вокруг знали, что Хайруллин — фанат своего дела.

Правда, долго учиться не пришлось (всего четыре месяца), из дома в Казани пришло известие, что тяжело заболела мама, и с января 1951 года он — уже солист балета Татарского театра оперы и балета.

Кумиром в балете для Салиха Хайруллина был Вахтанг Чабукиани, замечательный грузинский танцовщик, в 1929—1941 гг. выступавший на балетной сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, а затем не раз приезжавший из Тбилиси в Ленинград со своими гастролями. Салиху безумно нравился этот танцовщик, технически сильный, темпераментный, с хорошей актерской школой. И Салих, действительно, даже внешне немножко походил на своего кумира.

Хайруллин был танцовщиком среднего роста, идеального сложения — Аполлон — другого слова на ум не приходило. Он знал это. Занимался в балетном классе всегда только в плавках, а при его феноменальных пластических данных — огромный шаг (до самой пенсии никто на тренаже выше Салиха ногу не держал), идеальная выворотность — это был еще один спектакль, причем в конце урока на больших прыжках или вращениях «заводил» артистов, устраивая своеобразные соревнования: кто выше прыгнет, больше и стабильнее навертит пируэтов. Дух соревновательности присутствовал у него всегда. Причем Салих очень быстро разогревался, у него никогда не было никаких травм и растяжений — настолько эластичным телом он располагал.

Салих Хайруллин танцевал весь ведущий репертуар в театре. Ему нравилось выходить на сцену в любых хореографических партиях. Он был настоящим принцем, но принцем восточным. Салиху не очень подходили роли «голубых кровей»: принц Зигфрид, принц Дезире, граф Альберт, т.е. физически он справлялся с этими ролями без напряжения, но актерски все же это было не его. А вот, скажем, Солор в «Баядерке» или Ферхад в «Легенде о любви» — зрелище захватывающее. Во-первых, по темпераменту роли идеально ложились на его характер, а, во-вторых, у Салиха и в пластике, и в танце было нечто восточное, таким образом, роль и индивидуальность артиста как бы сливались в единый образ.

В особенности нравилось танцевать Хайруллину всякие испанские танцы: из «Лебединого озера», из «Раймонды», «Дон-Кихота», «Щелкунчика», но среди всех один танец был особенным. В этом танце Салих изображал испанского нищего с тамбурином для танца и сбора подаяний. Герой Хайруллина был чуть прикрыт, танец начинался медленно, но постепенно темп и ритм набирали силу. И вот уже танец бурлит, кипит, пенится, и тут начинало происходить малообъяснимое явление с точки зрения балетного исполнительства — Салих так входил в экстаз, что начинал кричать на сцене, сам не замечая этого. Вот этот вот, как говорят артисты, «ор» происходил с ним и на любимых балетах «Дон-Кихот» и «Шурале». Темперамент вместе с вживанием в роль захлестывали его так, что дело могло ограничиваться не только криками, а иной раз балерина могла мимо него «просвистеть» на поддержку, а партнер этого мог и не заметить.

Самой любимой ролью Хайруллина был Шурале. У Габдуллы Тукая — это могучий лесной зверь, див, а в исполнении Салиха Шурале был зверь-птица. В больших прыжках он стремительно летал над сценой и над другими персонажами. Чувствовалось, что этот Шурале — настоящий хозяин леса и другого быть не может.

Другой его любимый персонаж — Базиль из «Дон-Кихота», всеми почитаемый в округе весельчак, балагур, красавчик и везунчик. Эта роль ему нравилась потому, что был испанский темпераментный характер и очень сложный в техническом отношении танец. Салих справлялся с этими сложностями. Зрителям по душе был такой Базиль. Этой ролью Салих Хайруллин в возрасте 40 лет (!) вышел на пенсию по выслуге лет и покинул балетную сцену Татарского театра оперы и балета.

Его супруга Зоя (в девичестве Бланк), артистка балета, была родом из Одессы и говорила, что казанский климат ей вреден (возможно, так и было). Салих безумно любил свою супругу, и это обстоятельство стало главным аргументом для отъезда из Казани.

В обыденной жизни Салих Хайруллин был добрейший человек, милый, мягкий и даже немного стеснительный. Никогда не отказывал никому в помощи. Был фанатом своего дела, мог сутками работать в балетном зале один или со своей основной партнершей Галиной Калашниковой.

Таким этот танцовщик запомнился коллегам по сцене.
 

В. Горшков
 

▲ Өскә
 
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Татарстан Диния нәзарәте
ЕлМай
Татар телен саклау һәм үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»
Piter.tatar