поиск новостей
  • 20.04 Кияүләр. Тинчурин театры, 17:00
  • 20.04 "Тапшырыл...ган хатлар", Кариев театры 18:00
  • 21.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 20 Апрель
  • Сания Әхмәтҗанова - шагыйрә
  • Фәиз Камал - журналист
  • Ибраһим Хәлфин (1778-1829) - галим
  • Гөлназ Шәрипҗанова - җырчы
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ХАММАТУЛЛИН ХАФИЗ ХАНИФОВИЧ

Родился 6 мая 1961 г. в д. Янаул Актанышского района ТАССР.

В 1985 г. окончил Казанское театральное училище и работал в Мензелинском татарском театре.

Заслуженный артист РТ (1993).

Народный артист РТ (2009).

Лауреат премии им. С. Амутбаева.

Хафиз принадлежит к тем редким выпускникам театрального училища, которые после окончания учебы согласились поехать в передвижной Мензелинский театр. С того дня прошло двадцать шесть лет. Он за эти годы превратился в настоящего профессионального актера.

Уже с первого же года работы (1985) ему начинают давать роли. Самая первая роль, сыгранная в театре — эпизодический персонаж Аптери в мелодраме «Голубая шаль» К. Тинчурина; в 1986 году ему поручают роль Гайрата — «По следам оленя» А. Гилязова; еще через год он играет Сафаргали в сатирической комедии К. Тинчурина «Юсуф и Зулейха». То есть молодой актер сразу втянулся в работу, каждый сезон получал по одной, а иногда и по две роли. Играя в спектаклях разных жанров — драмах, комедиях — героев разного возраста, иных социальных слоев, Хамматуллин становился актером широкого творческого диапазона. В «Неравных» Ф. Амирхана он играет Закира, в детской сказке Л. Лерона «Чапа и Тяпа» — кота Мыргали — серьезный, активный кот-лидер.

Хамматуллин становился ярким характерным артистом, создавая выразительные образы, в которых ясная, четкая мысль сочеталась с эмоциональностью, психологической точностью. Уже к концу первого десятилетия актер научился создавать нетрадиционные образы даже в классических произведениях мирового репертуара. Доказательством тому служит созданный им образ Скапена в спектакле «Проделки Скапена» Мольера. Его Скапен был ловким, умным, озорным, веселым. Но за данной традиционностью неожиданно раскрывался необычный — печальный, грустный Скапен. И тут герой татарского актера перекликался с более поздним знаменитым комедийным французским персонажем — Фигаро, который горестно говорил: «А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия? Я находился в толпе людей темного происхождения и ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми исканиями». Под этими словами мог бы подписаться и Скапен Хамматуллина.

Наряду с ролями в значительных произведениях, Хамматуллину приходилось играть и в проходных спектаклях, таком, например как «Спешишь, Сафа» Э. Ягудина. Хотя сам Сафа был выразителен, смешон, естественен. Последнее является свидетельством того, что талантливый актер может любую слабую роль оживить своим природным дарованием. В эти же годы он создает и сатирические персонажи в комедиях Д. Салихова: Кыям — «Камни в почки деда Микуля», Бахти — «Не жена — дьявол». В 2000 году рождается своеобразный персонаж Таминдар — «Колдунья» Н. Гиматдиновой и очень серьезный драматический образ — Человек, потерявший корни. Произведение Б. Салахова «Обрыв» обозначено как драматическая новелла. В спектакле и самом характере человека, живущего в настоящем и ирреальном мире, где он встречается со своей памятью, была очень точно определена идея: потеря корней — это потеря самого себя. Отсюда общая трагическая атмосфера. По теме спектакль напоминал давнюю постановку мензелинцев «Три аршина земли» А. Гилязова. Там тоже говорилось о судьбе человека, добровольно потерявшего родную землю и в результате обреченного на безрадостное существование.

Играя много, размышляя о биографиях, характерах своих героев, набираясь опыта, мастерства, Хамматуллин в 2004 году подошел к своему самому удивительному герою Корбанколы в спектакле «Мусульманин» по Г. Исхаки. Актер как бы неспешно нанизывает на одну нить черты характера своего героя — любовь к людям, трудолюбие, высокую нравственность, несуетность, умение мыслить, безмерно страдающую, тоскующую душу по умершей любимой жене, которую он все время видит в своих мыслях, разговаривает с ней. Эти черты проявляются в абсолютно точном, глубоко психологически выверенном состоянии Корбанколы. Он добрый, обаятельный, улыбчивый человек, пользующийся уважением мусульман, видя неряшливость второй жены, раздражается, негодует. Когда же Корбанколы видит, что вторая жена бритвой старика, которой он совершал обрезание, чистит картошку, он яростно кричит: «Талак!»

Хамматуллин вместе с режиссером (Р. Аюпов) бытовой мусульманский обряд обрезания превращают в символ чистоты, духовности. Конкретным подтверждением этого образа и является бритва — инструмент операции.

После «Мусульманина» были еще роли в спектаклях «Остазбика» Г. Исхаки, «Мухаджиры» М. Галяу, «Судьбы» Д. Салихова, «Мулла» Т. Миннуллина. Везде герои Хамматуллина наделены простотой, жизненной достоверностью, умением размышлять о непростых явлениях действительности.
 

И. Илялова
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»