|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ДОСАЕВА ЗЕМФИРА ИСХАКОВНА
Родилась 12 октября 1937 г. в Москве.
С 1964 г. работала в Республиканском передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина). В 1974 г. заочно окончила актерский факультет ГИТИСа.
Заслуженная артистка ТАССР (1982).
Народная артистка ТАССР (1987).
Приход Земфиры в театр оказался неслучайным. Ее родители — актеры. Они работали в Народном татарском театре Наримановского района Астрахани, где начала выступать и юная девушка. Родители работали и в татарских театрах Москвы, Мензелинска, Буинска, затем вновь в Астрахани. В Передвижной театр Земфира попала случайно. Летом 1964 года театр гастролировал в Астрахани, и директор театра М. Хамзин, знавший ее родителей, обратив внимание на привлекательную выразительность сценических данных, пригласил Досаеву в Казань. Она приехала. Ей было тогда двадцать шесть лет. И с тех пор служила верой и правдой выбранному театру.
Кроме сценической выразительности — ладной невысокой фигуры, мягких лучистых глаз, теплого тембра голоса, актриса обладала интеллигентностью. Поэтому она играла Нину — «Долгожданный» А. Салынского, актрису Зульфию — «Орлы гнездятся на скалах» И. Юзеева.
Досаева играет разные роли: одним из неожиданных примеров стала роль Гайнавал — «Потоки» Т. Гиззата. Спектакль поставил в 1986 году М. Салимжанов. Гайнавал, в отличие от молодых, интеллигентных героинь актрисы, простая полунищая крестьянка дореволюционной татарской деревни, солдатка — суровая, немногословная, обделенная судьбой. Актриса нашла в своей творческой палитре особые краски для создания и показа драматической женской доли героини, отчаянно борющейся за выживание. Отсюда в ее характере вызванная жизненной необходимостью жесткость, отчасти скандальность, умение дать сдачу при надобности, постоять за себя. Актриса сумела показать второй, более глубокий план роли — за внешней твердостью скрывалась биография, по сути, доброй, отчаянно уставшей от постоянной борьбы за существование женщины.
Рядом с Гайнавал были и разбитая мещанка Камиля — «Я помню чудное мгновенье» И. Юзеева, и юморная, добропорядочная Жихан — «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, и смешная Октябрина — «Белый красавчик» Н. Гаетбаева, типично деревенская Гулия — «На гармонии играешь», Фатыма — «И так бывает» Т. Миннулина и много других образов. Они все запомнились своей достоверностью, искренностью, эмоциональностью, психологической точностью сценических характеристик, созданных умом и сердцем народной артистки. По словам актрисы, она любила играть неугомонных, неравнодушных, энергичных людей.
Вспоминая о годах работы, Досаева писала: «Что такое «Передвижной»? Это жизнь, прожитая на колесах. Холодные клубы, холодная сцена. Это ветер, дождь, буран. Бездорожье, трактор, сани. Чужой дом, чужая постель.…Но была любовь зрителя» («Мәдәни җомга» 10 окт., 1997). Ради этой любви, ради счастья пребывания на сцене, ради понимания того, что ты приносишь людям радость, даришь духовную пищу своему народу, и выдерживались все тяготы ежедневного быта.
У каждого актера случались и непосредственные контакты со зрителем. В пьесе А. Гилязова «Сладостный мой» Досаева играла Амину, которая успела прожить с мужем всего одну неделю. Война, мобилизация мужа на фронт. Его гибель. Амина осталась юной вдовой. Сколько в жизни таких исковерканных судеб! Актриса потрясала, особенно женщин, своей поразительно правдивой передачей драматической судьбы Амины. Однажды после спектакля в какой-то деревне, когда актеры уже садились в автобус, к Досаевой подбежала с охапкой полевых цветов немолодая женщина и тихо, со слезами на глазах, промолвила: «Спасибо». Такое «спасибо» дорогого стоит. Ради таких «спасибо» и можно выдержать все тяготы быта.
Но с годами неимоверная усталость берет свое и актеры уходят на пенсию. Так в 1995 году ушла на отдых и Земфира Досаева. Но свой театр не забыла. Бывает на премьерах, разных встречах, жизнь продолжается в ином формате.
И. Илялова
|
|