|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
БЫСТРОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Родилась 4 мая 1957 г. в с. Алексеевское Алексеевского района
ТАССР. В 1983 окончила Казанское театральное училище, в 1983—1989 гг. работала в театрах Талды-Кургана, Кокчетава, Актюбинска, с 1989 г. — актриса
Бугульминского русского драматического театра им. А. В. Баталова.
Заслуженная артистка РТ (2003).
Народная артистка РТ (2010).
Детство и юность Марина провела в Казани, на улице Баумана, у бабушки. Любительница и почитательница театра, та водила ее на спектакли и ТЮЗа, и Качаловского театра, рассказывала про своих любимых актеров и актрис. И мечта стать одной из них укоренилась в душе девочки навсегда. Но переступить порог театрального училища Марина не решилась, подала заявление в Казанский речной техникум на специальность «бухгалтерский учет», благополучно его окончила и стала работать по специальности. Однако мечта не отступала, и после того, как в театральное училище поступил ее брат, она решила, что должна сделать в своей жизни окончательный выбор.
Казанское театральное училище Марина Быстрова окончила в 1983 году и приняла приглашение Талды-Курганского русского драматического театра в Казахстане. Через сезон она перебралась в Кокчетав, потом в Актюбинск. В 1989 году вместе с мужем, актером Александром Кочетовым, приехала в Бугульму, поближе к родным местам. И именно в Бугульминском русском драматическом театре ее творческое дарование раскрылось наиболее полно и разносторонне.
Она играла много, роли были разные и по жанру, и по содержанию, и по объему драматургического материала. Но всякий раз она демонстрировала хорошую школу, которую когда-то получила в Казани, быстро завоевав популярность среди бугульминского зрителя и авторитет в труппе. Запомнились ее роли в «Черной невесте» Ж. Ануйя (Жанетта), «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика (Фэри), «Наполеоне I» Ф. Брукнера (Жозефина), «Сильвии» А. Герни (Кэйт), «Сестрах» Л. Н. Разумовской (Ольга). Тонко, без нажима, логически точно она выстраивала психологический портрет каждой своей героини, действенную линию развития характера, проникая в глубинную суть жизненных обстоятельств, иногда близких, а иногда и достаточно далеких от сегодняшней действительности. Прирожденный вкус, чувство стиля и женское чутье помогали актрисе найти верный ключ к образу, сделать его достоверным и убедительным.
Быстрова играет разные роли: и лирико-драматические, и острохарактерные, и возрастные. С достойной уверенностью она чувствует себя и в роли миссис Бейкер («Эти свободные бабочки» Л. Герша), и в роли Хозяйки дома в российской глубинке («Очень простая история» М. Ладо), и аристократки Поповой («Медведь» А. П.Чехова), и кухарки Аксиньи («Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова), нигде не отступая от правды жизни и правды характера. Каждой исполняемой Быстровой роли, будь то главная, центральная, или эпизодическая, актриса умеет придать смысловую значительность, найти своей героине точное и важное место в общей структуре спектакля. Сравнительно невеликая по объему роль крестьянки Приси в спектакле «Хапун» по пьесе В. И. Ольшанского вырастает в исполнении Быстровой в некий символический образ Матери, весь смысл жизни которой в ее детях, в ее дочери. Ее самоотверженная любовь и становится определяющей силой в разрешении основного конфликта пьесы и спектакля. Строго и лаконично, без суеты и излишнего сентиментализма актриса ведет свою роль, глубоко вскрывая внутренний драматизм образа.
Простота и естественность — основные качества творческой манеры Быстровой, способа ее сценического существования. Именно эти качества делают ее игру убедительной в самых, казалось бы, невероятных и экстравагантных сценических положениях, чему примером может служить ее работа в роли Мэри Смит в комедиях Р. Куни. В пьесе, написанной в стиле эстрадного шоу, явно рассчитанной на откровенное представление, актриса ведет себя в полном соответствии с законами психологического театра. Ее героиня отнюдь не глупая женщина, она наделена чувством юмора и самоиронии, прекрасно понимает свое истинное положение, догадываясь о злоключениях и приключениях своего незадачливого супруга. Психологически оправдан каждый момент сценического существования актрисы. Чувство иронии по отношению ко всему происходящему в пьесе и прежде всего к наивно-романтическому представлению драматурга образа идеальной американской супруги придает исполнению Быстровой умное изящество.
Марина Быстрова по праву занимает положение одной из основных, ведущих актрис труппы, в значительной степени определяющей творческую физиономию театра, последовательно и целенаправленно сохраняющей и развивающей в своей творческой деятельности основополагающие принципы русской реалистической актерской школы.
Ю. Благов
|
|