поиск новостей
  • 29.03 "Рөстәм маҗаралары" Кариев театры, 13:00
  • 29.03 "Кияүләр" Тинчурин театры, 18:30
  • 30.03 "Кәҗүл читек" Кариев театры, 11:00
  • 30.03 "Тапшырыл...ган хатлар" Кариев театры, 18:00
  • 30.03 ПРЕМЬЕРА "Флешка, рэп һәм мәхәббәт"Тинчурин театры, 13:00 һәм 17:00
  • 31.03 "Шәй-бу, шай-бу" Кариев театры, 18:00
  • 31.03 "Өч аршын җир" Тинчурин театры, 17:00
  • 02.04 Хан кызы Турандык. Тинчурин театры, 18:30
  • 03.04 Гомер буе сине көтәм. Тинчурин театры, 18:30
  • 04.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 05.04 Гастрольләр: Тайна замка на холме. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 11:00 һәм 13:00
  • 05.04 Гастрольләр: Ханума. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 18:30
  • 06.04 Гастрольләр: Мастер и Маргарита. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 07.04 Гастрольләр: Мелодия коралловых бус. Хакасский национальный драм.театр. Тинчурин театры, 17:00
  • 09.04 Җилкәнсезләр. Тинчурин театры, 13:00 һәм 18:30
  • 10.04 Синең хакта… Тинчурин театры, 18:30
  • 11.04 Ядәч! Исемдә! Бер гаилә трагикомедиясе. Тинчурин театры, 18:30
  • 12.04 Флешка, рэп һәм мәхәббәт. Тинчурин театры, 18:30
  • 13.04 Яратам! Бетте-китте! Тинчурин театры, 17:00
  • 14.04 Полиционер. Тинчурин театры, 17:00
Бүген кемнәр туган
  • 29 Март
  • Шәкүр - җырчы
  • Рөстәм Абязов - дирижер
  • Илфат Фәйзрахманов - журналист
  • Мөхәммәт Сабиров (1932-2015) - дәүләт эшлеклесе
  • Айгөл Хәйри - җырчы
  • Ринат Хәйретдинов - көрәшче
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Продаю листы нержавейки 530х630, толщина 3,5мм, запчасти на УАЗ.тел 89178553159.
  • Коттедж төзэргэ кирэк казанда минэм номер 89274905164
  • Баян сатыла. Казан. Тел.:89003238614
  • татар теленең аңлатмалы сүзлеге сатыла, 3 томда, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1981 ел. тел.8 919 647 47 91
  • Казанда оч булмэле фатирнын залына тэртипле кыз эзлим. Бигичев урамы. Риелторсыз 89600347300
  • Исэнмесез! Бенто тортларга hэм капкейкларга заказлар кабул итэм! Казан шэhэре. 89377708700 Динара.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

БОРТЯКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 15 ноября 1949 г. в г. Зеленодольске.

В 1968 г. окончил Пермское хореографическое училище. В 1968—1994 гг.— солист балета Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, вместе с этим в 1984—2001 гг. педагог-репетитор этого же театра. Одновременно в 1977—1978 гг. и с 1983 г.— педагог Казанского хореографического училища.

Народный артист ТАССР (1984).

До поступления в Пермское хореографическое училище Виталий Бортяков 2 года занимался в балетной студии при Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля, где педагогами его были известные в республике артисты балета Галина Калашникова, Анна Гацулина, Адгам Нарыков. Желание танцевать перевесило все соблазны. Эта жажда танцевать привела Виталия и в Пермское хореографическое училище, где его обучали педагог Юлий Плахт и классический танцовщик Лев Асаулян.

Закончив балетное училище и приехав в Казань, Бортяков отдал дань кордебалету и даже мимансу (постоять на сцене с копьем или флагом — святое дело!)одновременно стал получать небольшие сольные выходы.

Первое соло — в па-де-труа балета «Лебединое озеро» в 1968 году. Адажио, вариация и кода этого соло не предполагает большой актерской отдачи, но требует «школьной» аккуратности во всех слагаемых выступления, что и было продемонстрировано. Второе соло — вставное па-де-де в первом акте балета «Жизель» в апреле 1969 года. Здесь те же задачи, что и в «Лебедином озере», только хореография в техническом отношении чуть сложнее. Этот рубеж также был взят.

Через полтора месяца должна была состояться премьера детского балета композитора Д. Салиман-Владимирова «Муха-цокотуха» в постановке хореографа Марка Мнацаканяна. Молодой Бортяков танцевал роль Комарика, где сложности танца не вызывали у него каких-либо сомнений, а вот дуэтный — предстоял с самой Калашниковой! А вдруг ей не понравится дуэт с учеником? (Калашникова как педагог была очень строга). Однако все обошлось. Галина Сергеевна не только поздравила своего Комарика с премьерой, но даже похвалила его.

Виталий Бортяков с самого начала был направлен в жанровое русло танцовщика лирико-романтического амплуа. Он не обладал выдающимися данными танцовщика: сверхпрыжком, головокружительной техникой кабриолей, вращений и пр., но танцевал очень аккуратно. Скажем, исполнял 3—5 пируэтов, но чистенько, на высоких полупальцах, при высоком пассе. Многие другие па, будь то большого прыжкового плана или в технике мелких заносок, представлял зрителю с хорошей хореографической дикцией, общей пластической внятностью. По общему абрису хореографического письма тяготел к кантиленному началу.

Его лирические хореографические роли отличались друг от друга. К примеру, Чайковский в «Спящей красавице» — весенний Чайковский. Здесь представляется весеннее начало Авроры и все, что с ней связано, и отмирающая осень феи Карабос, и всех, кто ее окружает. Главное же в балете — победа света над тьмой, поэтому в музыке много радостного оптимизма. Соответственно музыкальной партитуре строится и хореографическая (Мариус Петипа — неподражаем), необходимо лишь чуть-чуть вдохнуть в пластику соответствующее настроение и исполнить свой танец без помарок, иначе ощущение безмятежной радости не наступит. Бортяков так и исполнял свою роль. В ней было много лирики и романтики, но более всего — жизнеутверждающего начала, не заканчивающегося с опустившимся занавесом.

А в «Лебедином озере» Чайковский размышляет, философствует и… грустит. Здесь присутствует какая-то обреченность (не случайно первоначальный замысел Петра Ильича трагический — погибают Зигфрид, Одетта и Ретбрат. Только таким образом, по замыслу композитора, девушки-лебеди освобождаются от злых чар). Лишь одно мгновенье счастья и надежды пролетает лучиком над сценой, где идет бал, но это оказывается обманом. Мне всегда казалось, когда Зигфрида танцевал Виталий (и не важно с кем), что сквозь пластику движений как бы высвечивалась мысль, что бескровных побед не бывает и что только собственная огромная жертвенность может принести положительные плоды, а танец с Одеттой — это согласие их двоих на соответствующую великую жертву. Юноша в «Шопениане» — одна из тех ролей, которая идеально ложилась на творческую индивидуальность танцовщика. Во всем облике Юноши-Бортякова присутствовала поэтическая элегия просветленной печали. Сказать же определенно, какая из его лирических ролей лучшая, сложно. Они все одинаково ровные, одинаково светлые, с оттенками теплых тонов. Сюда можно отнести, кроме вышеперечисленных, Принца из «Щелкунчика», Альберта из «Жизели», Принца из «Золушки», Ромео из «Ромео и Джультты», некоторые из концертных композиций.…

В 1972 году Виталий Бортяков вышел на сцену в роли Былтыра балета Фарида Яруллина «Шурале». А это уже хореографическая партия героико-романтического плана. Здесь у Бортякова были свои пластические и игровые нюансы: и в сторону лирики, и в сторону героики и юмора, и даже некоторого чуть заметного шутейства. Вообще Виталий танцевал в этом балете все мужские роли, за исключением главного Свата. Это была хорошая и, главное, полезная для творчества практика. Особенно вспоминается его роль подвыпившего свата, танцующего с бочкой пива. Было что-то в этом облике юморное, что потом, много позже, проявилось удивительным образом в роли Модеста Алексеевича (некоторая пластическая остеклянелость) балета «Анюта» композитора В. Гаврилина, в постановке выдающегося танцовщика Владимира Васильева.

По амплуа Былтыру близок его Базиль из балета Л. Минкуса «Дон-Кихот» — обе роли героико-романтического плана. Казалось бы, что может быть между ними общего: один — богатырь и почти былинный герой, другой — явный персонаж итальянской комедии масок «дель-а-рте» — Арлекин, удачливый авантюрист, любимец публики, заводила во всех затеях, тем не менее оба они — фольклорные герои (в их основе фольклор). Только Бытыр — из татарского, а Базиль (хотя действие происходит в Испании) — из итальянского, т.к. персонажи «дель-а-рте» оказали большое влияние на все западноевропейское искусство.

Вот и Базиль Бортякова — народный любимец, забавник, баловень судьбы. И танец его такой же искрометный, бравурный, уверенный. Иначе нельзя, зритель может не поверить в «народность» персонажа.

А его Клеон из «Мещанина во дворянстве» композитора Р. Штрауса — это тот же Базиль-Арлекин, только не столь бесшабашный. Он устраивает целый спектакль — веселый и дурашливый, чтобы провести Журдена и заполучить свою возлюбленную.

Последняя ведущая хореографическая роль Виталия Бортякова — Модест Алексеевич (1988) из балета В. Гаврилина «Анюта». Этой ролью Виталий прощался и с исполнительской карьерой (1994), зрителем в качестве артиста и танцовщика. Эта гротесковая роль стоит особняком в творческом багаже Бортякова.

В Модесте Алексеевиче-Бортякове была что-то от Скупова А.С. Пушкина, немного от Панталоне из «дель-а-рте», что-то от гоголевского Хлестакова и еще что-то из российского порочного характера. А в целом у артиста получился свой собственный идиотик (нет, не идиот Федора Достоевского — это совсем другое), а явление скорее современное.

Внешне Модест похож на стеклянный графин, доверху наполненный водой (а возможно, чем-то другим, смотря по обстоятельствам). Он по-своему выразителен, но почти не эмоционален. Танец Модеста-Бортякова такой же, как и его характер — остеклянелый и «ографиненный». Остается сожалеть, что у Бортякова не было еще подобных ролей.

Хотя, я думаю, Виталий и без этого натанцевался вдоволь за свою артистическую деятельность. Это десятки самых разных ролей в спектаклях, хореографических композициях (правда, настоящему артисту, каким является Виталий Бортяков, всегда казалось мало, хотелось еще и еще).

Многие годы Виталий Николаевич преподает мужской классический танец в Казанском хореографическом училище. На сегодняшний день у него около 50 выпускников, танцующих на самых разных хореографических сценах в России и за рубежом. В качестве педагога Бортяков не раз награждался дипломами международных балетных конкурсов. Артем Белов и Михаил Тимаев — ведущие солисты татарского балета — его ученики. Знаю, что этот список будет продолжен.


В. Горшков
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»