|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
БЕТЕВ ПЕТР ПАВЛОВИЧ
(21 декабря 1926 г., г. Петропавловск (Казахстан) — 26 марта 2002 г., г. Казань)
В 1945—1951 гг. учился в студии и одновременно был актером Анжеро-Судженского театра (Кемеровская обл.), в 1951—1953 гг. — актер Ачинского театра, в 1953—1965 гг.— Кемеровского областного театра, в 1965—1966 гг. работал в Тамбовском театре, с 1966 г. в Казанском академическом Большом драматическом театре им. В. И. Качалова.
Заслуженный артист РСФСР (1963).
Народный артист РСФСР (1983).
П. Бетев приехал в Казань сложившимся мастером, будучи удостоенным почетного звания «Заслуженный артист РСФСР» и имея за плечами такие роли, как Чепурной («Дети солнца» М. Горького), Мамаев, Лыняев («На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» А. Н. Островского), Платонов («Океан» А. П. Штейна). Сыграв роль Победоносикова в «Бане» В. В. Маяковского, он сразу же вошел в число ведущих актеров труппы Казанского Большого театра.
Победоносиков Бетева был фигурой неоднозначной. С одной стороны, он воплощал собой некий столп общественной системы с ее косностью и неподвижностью, с другой — казался весьма деятельной натурой. В голове его как будто крутились какие-то важные мысли, он внимательно прислушивался к советам и предложениям, отдавал распоряжения, создавая видимость постоянной напряженной работы. В этом кажущемся противоречии и заключался ключ к образу, выявлялась его суть — в создании видимости работы и состоит основа всякого бюрократизма.
Глубоким внутренним содержанием наполнен был образ Максима Петрова, созданный Бетевым в спектакле «Традиционный сбор» по пьесе В. С. Розова. За немногословностью, эмоциональной сдержанностью этого большого человека в какой-то момент открывалась непростая судьба и чуткая душа. Через всю жизнь пронес Максим трепетное и необыкновенно чистое и глубокое чувство к своей однокласснице, с которой его разъединила судьба. Застенчивый и скромный, он любил молча и боялся подойти к своей избраннице. И только спустя многие годы объяснение состоялось. Актер необычайно тонко и вместе с тем с огромным эмоциональным накалом передавал внутреннее состояние своего героя, вовлекая зрительный зал в активное сопереживание его несостоявшейся судьбе и состоявшемуся счастью встречи.
Мастер социального портрета, Бетев умел создавать характер, не только многосторонне выражающий личность, но и отражающий время, в котором этот характер сформировался. Расколупа («Между ливнями» А. П. Штейна) и Нуретдин («Без ветрил» К. Тинчурина) — люди одного времени и одного, в сущности, поколения, но живущие диаметрально противоположными идеями и представлениями. И в том, как Бетев убедительно и динамично раскрывал существо каждого из них, чувствовалось дыхание эпохи бурных социальных потрясений, ломки традиций и нравственных устоев.
Работая над ролью, Бетев всегда безукоризненно следовал указаниям режиссера и был безгранично требователен к самому себе. Вину за всякую неудачу относил исключительно на свой счет, хотя и драматургия не всегда соответствовала высокому уровню. Бетев, однако, старался выжать из нее все возможное, обогатить роль за счет собственных знаний, почерпнутых из других источников, из своего богатого жизненного опыта. Настоящее удовлетворение приносила встреча с добротным драматургическим материалом, особенно с классикой. Бетев сыграл в Казани Молокова в пьесе Д. Н. Мамина-Сибиряка «На золотом дне» — купца сибирской закалки, крепких домостроевских устоев; Павла Петровича Кирсанова в инсценировке романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», Варравина в пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Дело». Сыграл, отобразив в каждой роли точное знание исторической эпохи и сумев пронести сквозь плотные наслоения историзма современную мысль о неистребимости человеческих чувств и нравственных ценностей. Заметное место в его репертуаре имели и такие роли, как Джордж Толбот («Мария Стюарт» Ф. Шиллера) и Панталоне («Слуга двух господ» К. Гольдони). Каждой роли Бетев умел придать внутреннюю значительность и был всегда безусловно достоверен по внешнему рисунку, находя выразительные исторические детали. Его «старики» — Эфраим Кэбот («Любовь под вязами» Ю. О’Нила), Либеро Бокка («Осенняя история» А. Николаи) при всей разности характеров и жизненных коллизий, в которых они проявляются, безусловной непохожести их социального положения, интересны были тем упорством, с которым они отстаивали свое право на активное, действенное участие в жизни; они яростно бунтовали, пытаясь остановить уходящее время.
Герои-современники Бетева были людьми самых разных профессий и самого разного происхождения и социального положения — от шофера грузовика до заместителя министра, от таежного лесоруба до директора телевизионной студии. И в каждой роли он был не только заметен своей большой и значительной фигурой, но и всегда узнаваем точным соответствием заданному социальному статусу своего героя, поражая воображение богатством и разнообразием используемых выразительных средств. Около ста ролей сыграл Петр Бетев на сцене Казанского Большого театра, войдя в число тех мастеров, которые составили его славу.
Ю. Благов
|
|