|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ШАРАФИЕВ ГАБДЕЛЬФАТ АХАТОВИЧ
Родился 6 января 1951 г. в д. Яниль Кукморского района ТАССР.
В 1973 г. окончил Ленинградский театральный институт (ЛГИТМИК) и был принят в труппу академического театра им. Г. Камала.
Заслуженный артист ТАССР (1989).
Народный артист РТ (2011).
За годы творческой деятельности Г. А. Шарафиев сыграл на сцене театра более 70 ролей в спектаклях разных жанров по произведениям татарских, русских и зарубежных драматургов. Героями первых лет работы в театре, определяющими его актерскую индивидуальность, стали: Рахманов — «Агидель» М. Амира, Степан — «Хата с краю» М. Сторожевой, Педро — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, Нургали — «Потоки» Т. Гиззата, Алеша Жданович — «Московские каникулы» А. Кузнецова, Арлекин — «Бабьи сплетни» К. Гольдони, Зайтун — «Я пришел на твое место» Р. Хамида, Андраш Хомлок — «Как дела, молодой человек?» Ш. Тота, Витя — «Привет, синичка!» Я. Стельмаха.
Значительное место в творческой биографии актера занимает работа в спектакле «Лето в городе» (Анар). За исполнение роли Намика Габдельфат Шарафиев становится лауреатом Всероссийского смотра работы театров с творческой молодежью.
Из года в год творческий диапазон артиста становится шире, сценические образы становятся более выразительными, интересными. Наиболее удачными среди них являются несколько растерявшийся Миргаян («Прости меня, мама!» Р. Батуллы), стеснительный, юный Мансур («Старик из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина), Гамир («Под знаком Марса» Р. Хамида), Ступак («Провинциальные анекдоты» А. Вампилова), Хусаин Имаевич («Хасан, муж Лэйсан» Ю. Сафиуллина), Базарбай («Плаха» Ч. Айтматова), Маннур («Неудачное путешествие» А. Гилязова).
Габдельфату Шарафиеву присуще сценическое обаяние, темперамент, замечательное чувство юмора, умение художественно обобщать играемые роли, создавать интересный и своеобразный рисунок образа, понимание стиля и жанра. Потому в каждой, даже небольшой роли, он правдив и убедителен. Творческий диапазон артиста широк — ему одинаково доступны и лиризм и острая характерность: Хуснулла — «Прекрасная возлюбленная» М. Файзи, Кадыр — «Волны подо льдом» Т. Рахманкулова, Хайруллин — «Летающая тарелка», «Ясновидец» З. Хакима, Посол — «Рыжий насмешник и его черноволосая красавица» Н. Исанбета, Нугайбий — «Идегей» Ю. Сафиуллина. Артистизм и самобытное дарование Шарафиева помогли сделать эти и многие другие роли запоминающимися, колоритными, полными жизни и тонких эмоций, неизменно находящими отклик в зрительских сердцах.
Юных зрителей покорили сказочные герои Шарафиева: Сарварис («Змеиная гора» Р. Батуллы), Дракон («Тайны черного пояса» Р. Аюпова), Медведь («Кот-воришка» Х. Фатыховой, С. Латыпова) и др.
К несомненным творческим удачам Габдельфата Шарафиева относятся роли из текущего репертуара: добрый и простодушный Платон («Баскетболист» М. Гилязова), самодостаточный и напыщенный Байморат («Смелые девушки» Т. Гиззата), импульсивный и горячий Касим («Ружье» З. Хакима), добропорядочный и гордый Шангарай («Женщины 41-го» З. Зайнуллина). Каждую из своих ролей артист исполняет с присущим ему талантом и профессионализмом, что в сочетании с трудолюбием, работоспособностью, ответственным и добросовестным подходом к работе позволяет говорить о том, что Габдельфат Шарафиев продолжает лучшие традиции мастеров татарского театра, а его творческий потенциал далеко не исчерпан.
И. Илялова
|
|