|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ШАКУРОВА ХАДЖАР ЗАКИРОВНА
Родилась 26 июня 1940 г. в д. Б.Сабы Сабинского района ТАССР. С 1963—1964 гг. работала в Кукольном театре, с 1964 г. в Республиканском передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина).
Заслуженная артистка ТАССР (1979).
Народная артистка ТАССР (1991).
После окончания школы Х. Шакурова приезжает в Казань и начинает работать в «Детском мире» в отделе игрушек. Там ее приметил Салях Хусни — тогда главный режиссер театра кукол и через некоторое время пригласил работать в театр. В театре Хаджар научили определенным навыкам актерского искусства. По истечении некоторого времени Наби Даули, постоянный автор кукольной сцены, предложил ей перейти во взрослый театр — Передвижной. Сам переговорил с главным режиссером Р. Тумашевым. Шакурова робко вошла в театр. Режиссер вместе с директором М. Хамзиным поговорили с ней, проверили актерские данные и взяли в труппу. Так Хаджар оказалась на сцене.
С самого начала службы в театре стало очевидно, что Шакурова — лирическая актриса. Если ее почерк сравнить, скажем, со своеобразным, но тоже в целом лирическим почерком И. Махмутовой, то они все же разные. Используя термин живописцев, можно сказать, что у актрис разная техника письма. Махмутова пользуется сочными масляными красками, и ее героини земные, Шакурова же рисует своих героинь тонкой акварелью, они всегда приподняты над землей, им всем — одним явно, другим подспудно присуще чувство романтизма, восторженной влюбленности в жизнь. У всех героинь актрисы — молодых, позже возрастных — пытливые, горящие, порой лукавые глаза.
Одним из значительных созданий артистки в первое десятилетие работы в театре стала Айгуль — «Страна Айгуль» М. Карима. Башкирской драматургии, башкирскому искусству в целом присуще чувство романтики. Приподнятость чувств определяют и «Страну Айгуль», и саму героиню.
Шакурова буквально «купалась в роли» (есть такое театральное выражение, объясняющее высшее наслаждение актера своей работой).
Айгуль — семнадцатилетняя девушка, выросшая в горной части Урала, влюбленная в потрясающую красоту этих древних гор, лесов — сама дитя природы, восторженно летала по земле. Горячий темперамент Айгуль ни на минуту не оставляет ее в покое. Она быстра, легка, пламенна, смешлива. И даже неожиданное обретение мамы, нашедшейся в Италии после войны и приехавшей оттуда, чтобы забрать с собой дочь, не меняет сути девушки. А ведь отъезд в Италию означает обретение красивой, богатой жизни. Но страна-то чужая! За короткое время повзрослевшая Айгуль, после мучительных раздумий, остается верна родному краю. С грустью расставшись с мамой, она остается со своими горами, со своим Уралом, со своей землей, со своими людьми.
Шакурова создала образ Айгуль в 1971 году, то есть всего через шесть лет после прихода в театр. В эти же годы она сыграла Альфию — «Подснежник» В. Сайфуллина, Камилю — «Хаджи женится» Ш. Камала, Тамару — «Затейник» В. Розова, Тоню — «Не забывай меня, солнце» И. Абдуллина и др. Но Айгуль стала как бы итогом начального периода творчества. И характер героини Мустая Карима точно совпал с индивидуальностью молодой актрисы.
Именно после этой работы Шакурову можно было назвать актрисой широкого творческого диапазона. Вслед за Айгуль она сыграла десятки ролей в пьесах разных жанров — комедиях, драмах, трагедиях. Оттачивалось, крепло ее мастерство. Одной из ярких ролей, созданных в спектакле «Подсолнух» А. Гилязова, была Лиза. Актриса потрясающе передавала трагедию, отчаяние человека, ищущего чистоту, правду, благородство, но встречающегося с грязью, ложью, лицемерием.
Позже появились возрастные, характерные роли — взбалмошная Муршида — «Потоки» Т. Гиззата, лукавая, шутливая Жихан — «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, веселая Жанина — «Забавный случай» К. Гольдони, одинокая Дильбар, на старости лет соглашающаяся на авантюру подруги и подающая объявление в брачное бюро — «Женитьба по объявлению» В. Константинова, Б. Рацера, много пережившая в войну, ленинградская блокадница Флюра — «Вдовий пароход» И. Грековой и десятки других ролей, сыгранных умом и сердцем, завоевавших любовь, признательность зрителя.
Годы неустанного труда, беззаветного служения своему делу принесли Хаджар Шакуровой заслуженное звание народной артистки республики.
И. Илялова
|
|