поиск новостей
  • 24.04 Хыялый, Тинчурин театры, 18:30
  • 24.04 "Муса. Моабит" Кариев театры, 11:00, 13:00
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 23 Апрель
  • Руслан Сафин - актер
  • Шәфәгать Тәхәветдинов - дәүләт эшлеклесе
  • Рәис Гыймадиев - җырлар авторы
  • Эльнар Сабирҗанов - җырчы
  • Зилә Мөбарәкшина - журналист
  • Равил Әхмәтшин - дәүләт эшлеклесе
  • Илдус Ахунҗанов (1930-1990) - әдәбият тәнкыйтьче
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

САЛИХОВА РОЗА ГАВИСОВНА

Родилась 11 октября 1948 г. в д. Усы Актанышского района ТАССР. В Альметьевском татарском театре с 1969 г.

В 2003 г. окончила Институт дополнительного профессионального образования специалистов СКС и искусства, отделение «Мастерство актера драматического театра».

Заслуженная артистка ТАССР (1992).

Народная артистка РБ (1997).

Народная артистка РТ (1998).

Молодая актриса с яркими внешними данными — высокий рост, статная фигура, красивое лицо, музыкальный бархатный голос низкого тембра — пришла в Альметьевский театр, когда главным режиссером работал преданный искусству Гали Хусаинов. Он сразу ввел Салихову в репертуар. После нескольких ролей: Асия — «На подъеме» Т. Закирова, Зайнап — «Когда цветет молодость» И. Катиева, Гульсум — «Бишбуляк» Т. Гиззата, Гульчачак — «Эх, уфимские девушки» И. Абдуллина — режиссер в 1975—1976 гг. поручает ей разные по характеру, национальности, времени и месту действия роли. Героинь звали Мирандолина — «Трактирщица» классика итальянской драматургии К. Гольдони и Шамсекамар в одноименной драме М. Аблиева. Активная, целеустремленная, жизнерадостная, темпераментная, с чувством юмора, тонкого лукавства Мирандолина, какой ее делала актриса, и совершенно иной типаж — Шамсекамар. Последняя жила в дореволюционной, темной татарской деревне с вековыми канонами ислама, тихая, безропотная женщина, которая порой пыталась говорить что-то в свою защиту.

Эти героини были искренни, женственны, жизнеподобны. Обладая мастерством перевоплощения, артистка создавала совершенно противоположные образы. Например, ничего общего не было между ролями Шафак («В ночь лунного затмения» М. Карима) и Дильбар («Без ветрил» Н. Исанбета), сыгранными в театральном сезоне 1973—1974 года. Трагическая Шафак — жертва дедовских законов, в которых нет места для свободы духа. Актриса использовала здесь сдержанные, строгие, лаконичные приемы игры. Но за внешней формой скрывались душевные страдания молодой женщины. Рядом с ней легкомысленная Дильбар, восторженно верещавщая о том, что необходимо помочь белой армии. Далее артистка показывала последовательное изменение сущности своей героини: как из беззаботной гимназистки Дильбар превращалась в степенную жену нэпмана, довольную жизнью.

Шли годы, постепенно Салихова стала переходить на возрастные роли. Одной из самых значительных ее ролей в 1990-х годах стала Танкабика в той же трагедии М. Карима, в которой девять лет назад она играла Шафак. Теперь ее героиня была сильной, властной главой рода. Под ее началом были мужчины. Но и в этой сдержанной, казалось, крепко стоящей на земле женщине была рабская покорность власти шариата. И она своей рукой отправляла родного сына на гибель. Невероятное горе разрывало ее сердце, но она оказалась рабыней.

В эти же девяностые актриса сыграла еще одну героиню с непростой драматической судьбой — Фатыму в спектакле «Любишь, не любишь» Ф. Булякова. Она — тихая, покорная, всю жизнь ждала от мужа слов любви. А ему было некогда, он строил колхоз, социализм. И только на исходе жизни, поняв бессмысленность своих «подвигов», он пытается ей сказать о своей любви, но она уже не слышит его и так же тихо, как и жила, уходит в вечность.

И в последние десятилетия Салихова продолжает много играть. Это холодная Муршида — «Осенний романс» З. Хакима; измотанная жизнью Майшакар — «Скандал за сценой» Амануллы; ревнивая, постоянно следящая за мужем, громогласная пожилая Разия — «Здравствуйте» Т. Миннуллина; крикливая, шумная мещанка, сплетница Туганым — «Банкрот» Г. Камала; Мать — «Мамуля» С. Белова, в которой по ее скованному поведению, осторожности, боязливому выражению глаз можно понять, что мать совсем недавно выпустили из тюрьмы.

Кого бы не играла актриса в драмах, комедиях, трагедиях, везде ее героини внутренне интенсивны, в них есть четкая жизненная определенность, психологическая убедительность, живость, естественность игры. Потому она востребована в театре, где у нее есть свое, только ей присущее место.


И. Илялова
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»