|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
НУРУЛЛИН ГАТА ИСАЕВИЧ
(9 мая 1923 г., д. Епанчино Лаишевского кантона Татарии — 10 февраля 2001 г., г. Казань)
В 1949 г. окончил Татарское театральное училище и был принят в Республиканский передвижной театр. В 1959—1965 гг. работает в татарском Астраханском театре. В 1965—1989 гг. — вновь в Казани, в Передвижном театре (ныне театр им. К. Тинчурина).
Народный артист ТАССР (1980).
В Передвижном театре он нашел свою пожизненную спутницу, любимую Кариму. Они всю жизнь работали в одной бригаде, пережили все радости и горести многотрудной актерской работы. Несмотря ни на что, остались верны сцене. Оба оказались людьми подлинно творческими. Нуруллин, кроме основной актерской работы, писал стихи, песни, пьесы. Он был человек неутомимый, неравнодушный, влюбленный в жизнь.
Как актер, Гата Нуруллин создавал искренних, четких, жизнеподобных героев, которые прекрасно существовали в сфере бытовой, психологической драмы или легкой комедии. Он играл много. Среди его работ есть и основные персонажи, и эпизодические, но все они созданы актерским неравнодушием. Это — Алиш «Бессмертная песня» Р. Ишмуратова, Гайфулла — «Черноликие» по М. Гафури, Нари-ман — «Судьбы, избранные нами» Т. Миннуллина, Нури — «Неряха» Ю. Аминова, Карпов — «Не забывай меня, солнце» А. Абдуллина, уверенный в своей правоте Халик — «Вслед за дикими гусями» И. Юзеева и др.
Одной из лучших ролей актера был образ Хамзина в драме И. Юзеева «К нам прилетели соловьи». Нуруллин вместе с автором и режиссером (Т. Миннуллин и Р. Тумашев) исследуют вопрос человеческой сущности. Этот Хамзин — носитель мудрости народа, его духовной силы, единения с природой, понимающий и остро чувствующий красоту земли. Пожалуй, в роли Хамзина особенно выразительно проявилось многогранное дарование Нуруллина. Оно шлифовалось многие годы, с момента окончания училища.
Неординарная игра Нуруллина в роли Хамзина способствовала созданию поэтической атмосферы всего спектакля. Малоподвижное состояние его героя — он болен — не помешало актеру выявить его внутреннюю энергетику, его богатый мир. Под густыми, насупленными бровями блестели ясные глаза, говорящие о его любви ко всему сущему.
Нежность, мягкость особенно проявилась у актера в момент свидания с женой Жамал, которую играет актриса К. Нуруллина. Исключительное тепло, искренняя задушевность, проявлявшиеся в отношениях Хамзина и Жамал, их душевное единство и взаимопонимание шли и от личного состояния актеров, их собственных супружеских чувств друг к другу.
У Гаты Нуруллина есть и такие разнообразные роли, как Мотык — «Вернулся бы» Р. Хамида, Казый — «Хужа Насретдин» И. Исанбета, Суфи — «Шамсекамар» М. Аблиева, Гнат — «Назар Стодоля» Т. Шевченко и десятки других образов, созданных горячим сердцем артиста.
И. Илялова
|
|