|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
НИГМАТУЛЛИНА ВЕНЕРА ФАЙЗУЛАХАТОВНА
Родилась 1 марта 1949 г. в д. Тавлуково Сармановского района ТАССР. С 1966 г. работает в Мензелинском татарском театре. В тот же период окончила актерскую студию при татарском отделении ВТО (ныне СТД) у режиссера-педагога К. Тумашевой.
Заслуженная артистка ТАССР (1985).
Народная артистка РТ (2006).
Почетная грамота Президента РТ (1996).
Лауреат премии им. С. Амутбаева (2008).
Приз конкурса Министерства культуры РТ «Тантана»
в номинации «За честь и достоинство» (2011).
Еще будучи школьницей, увидевшая первый раз спектакль девочка решила стать артисткой. Исполнилась ее мечта после окончания школы. Она приехала в Мензелинский театр и заявила: «Хочу быть у вас артисткой». Ее взяли во вспомогательный состав, а это значит — участие в массовках, эпизодические роли. В это время в Казани открылась студия при ВТО, по окончании которой Венера вернулась в Мензелинский театр. Играет во взрослых, детских спектаклях. Кстати, в детских сказках актриса играет по сей день. Вообще исполнение ведущими, в том числе заслуженными, народными артистами детских ролей — явление естественное, и никто из мастеров по данному поводу не выказывает недовольства.
Ну а пока, в начале творческого пути,— Венера молода, счастлива. Она нашла свою нишу в жизни. Овладевать профессией ей помогают старшие коллеги — А. Фасхетдинов, семьи Зиганшиных, Бадриевых, Фаттаховых, в первую очередь, конечно, режиссеры С. Амутбаев, М. Мустафин.
Нигматуллина принадлежит к тем актерам, которые довольно долго идут к подлинному мастерству. Постепенно играемые ею роли обретали яркую, по-настоящему жизненную отчетливость, интенсивность чувств.
Венера в первые годы переиграла массу ролей молодых героинь. Затем последовали более взрослые образы: медсестра — «Сердце матери» С. Кайтова, Эльвира — «Закон дружбы» Х. Вахита, Софья — «Невольницы» А. Островского, Сайра — «Мой рай» Ю. Аминова, Сара — «Мелодии весны» А. Гаффара и др. Нигматуллина — актриса драматическая, а не комедийная. Образы, созданные актрисой, отличаются простотой, искренностью, реальной глубиной разнообразных сценических характеров. Она — артистка лаконичной сдержанной манеры. Ее героини не расплескивают свои чувства, хранят их глубоко в своей душе.
Роли последних десятилетий (а работает она уже более сорока лет): Гаухаршат — «Ханская дочь» Р. Хамида, Розалия — «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, Фемида — «Плутни Скапена» Мольера, Сарби — «Башмачки» Х. Ибрагимова, Фази-ля — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Фахира — «Мусульманин» Г. Исхаки. Зритель не принимал отвратительное двуличие Гаухаршат, сердился на Фахиру за то, что она не понимала душевного состояния мужа, Розалия вызывала признание своей преданностью Филумене. Особое признание актриса получила исполнением роли Убыр в спектакле по повести Н. Гиматдиновой «Колдунья». Актриса раскрывала человечность, чистосердечность героини, ее стремление помогать страждущим. Она как бы сливалась с природой, понимала ее. Создавалось ощущение, что актриса полностью растворялась в своей героине.
Венера Нигматуллина — уважаемый человек в коллективе, мастер своего дела, к ее слову прислушиваются, молодежь обращается к ней за помощью, она всегда спешит помогать тем, кому нужна помощь.
И. Илялова
|
|