|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
НЕНАШЕВА ЕЛЕНА ЕФИМОВНА
Родилась 4 декабря 1963 г. в г. Ижевске, окончила Казанское театральное училище (1986). В 1986—1989 гг. и с 2002 г. актриса Казанского театра юного зрителя, в 1989—2002 г.— в труппе Казанского академического Большого драматического театра им. В. И. Качалова.
Заслуженная артистка РТ (1992).
Народная артистка РТ (2007).
На сцену Елена начала выходить еще в детском возрасте, поскольку родилась и выросла в театральной семье. Занималась хореографией, мечтала стать балериной. Но, окончив школу, приехала поступать в Казанское театральное училище на актерское отделение, окончив которое, была приглашена в Казанский ТЮЗ на роль Химены в «Сиде» П. Корнеля. Это было серьезное испытание для молодой начинающей актрисы: стихотворный текст, накал страстей, условности исторической эпохи и соответствующий костюм. Актриса убедила всех в актерском даровании, утвердив свое право играть героико-романтические роли, которым она в полной мере соответствовала и своей выразительной и яркой внешностью, и внутренним темпераментом.
Роли Элизы в «Драконе» Е. Л. Шварца и Лоран в «Звездах на утреннем небе» А. М. Галина показали ее возможности в воплощении драматических и характерных ролей, умение подробно выстроить внутреннюю, психологическую жизнь роли, почувствовать и передать социальное начало образа, найти выразительные краски для создания убедительного внешнего рисунка.
Осенью 1989 года Ненашева была приглашена режиссером С. В. Таюшевым на роль Маргариты в спектакле «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова в Казанском Большом драматическом театре. Инсценировка, сделанная самим режиссером, не укладывалась в положенное время, пришлось делить ее на две части и играть в два вечера. Выстроить роль таким образом, чтобы начинать второй спектакль на том градусе внутреннего напряжения и темперамента, на котором заканчивался спектакль вчерашний — задача по плечу далеко не каждой опытной профессиональной актрисе. Ненашева справилась и с этой задачей, в значительной степени определив успех спектакля.
От роли к роли актриса набирала уверенность и мастерство. Сам драматургический материал заставлял работать с необычайной интенсивностью, требовал глубочайшего погружения не только в разные исторические эпохи, в толщу обстоятельств, но и в глубины человеческой психики. Мария Стюарт в одноименной драме Ф. Шиллера, Маргарита Готье в инсценировке романа А. Дюма-сына «Дама с камелиями»; Анна Войницкая в ранней драме А. П. Чехова, шедшей в театре под названием «Смерть в усадьбе»; Изабелла в пьесе Ж. Ануйя «Приглашение в замок», где ей особенно пригодился ее хореографический опыт — отношения Изабеллы с Орасом-Фредериком режиссер выстраивал с помощью танца. Затем Хава в «Поминальной молитве» Г. И. Горина, Беатриче Распони в «Слуге двух господ» К. Гольдони, Шарлотта в «Дон Жуане» Ж. Б. Мольера и Женька в инсценировке повести А. И. Куприна «Яма». И каждую из таких казалось бы разноплановых ролей она проживала в полной мере, на пределе душевных сил, вникая в каждое слово и в каждое движение своих героинь. Творческому почерку Ненашевой свойственно стремление досконально разобраться во внутренней жизни, подробно и последовательно выстроить линию поведения героини от начала до конца спектакля, определить кульминационную точку ее сценического существования. Режиссерам она не дает покоя до тех пор, пока не выяснит все вопросы, связанные с ролью, пока не определит место своей героини в общей структуре спектакля. И одновременно с этим дотошным внутренним анализом происходит отбор внешних выразительных средств, рождаются краски образа, соответствующие стилю и жанру спектакля.
Диапазон творческих возможностей Ненашевой необычайно широк. С поразительной непосредственностью и тонкой передачей внутреннего мира персонажа она сыграла на сцене «Театра-99», созданного в начале 1990-х гг. антрепренерского театра под руководством Г. Н. Прыткова, Лолиту в инсценировке одноименного романа В. В. Набокова и Жозефу в детективной комедии М. Ашара «Дура». Она в равной степени убедительна как в ролях комедийно-гротесковых, так и в ролях остродраматических, требующих тонкого психологического рисунка. Фейерверк импровизации, непринужденность и естественность поведения в самых нелепых сценических ситуациях сопровождали ее исполнение таких ролей, как Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя) и Липочка («Банкрот» А. Н. Островского). Тончайшее психологическое кружево выстраивала Ненашева в роли Натальи Петровны в спектакле «Месяц в деревне» по пьесе И. С. Тургенева и бурю страсти отвергнутой любви переживала в роли леди Мильфорд в спектакле «Коварство и любовь» по драме Ф. Шиллера, с глубоким внутренним драматизмом играла Голду в мюзикле Д. Стайна, Д. Бока «Скрипач на крыше» и Тойбеле в спектакле ТЮЗа «Тойбеле и ее демон» по пьесе И. Башевиса-Зингера, И. Фридмана. Одна из ярчайших актрис казанской сцены рубежа XX—XXI вв., имеющая в своем послужном списке такой набор сыгранных ролей, которому позавидовала бы любая европейская знаменитость, Елена Ненашева далеко еще не исчерпала своих творческих возможностей. При довольно значительной нагрузке в театре, она многие годы была одновременно ведущей передачи «С добрым утром!» в телевизионной компании «Эфир», многие годы занимается педагогической работой — преподает сценическую речь в Казанском театральном училище.
Ю. Благов
|
|