|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
МИХАЙЛОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Родилась 28 января 1957 г. в г. Астрахани. Артистка оперы, камерная певица (драматическое сопрано), педагог. В 1981—l983 гг. обучалась в Московской государственной консерватории (класс народной артистки СССР И. Архиповой). Окончила Астраханскую консерваторию (1984). Работала в оперной студии Астраханской консерватории (1984—1986), в Челябинском театре оперы и балета им. М. Глинки (1986—1987), ведущая солистка оперы Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля (1987—2001). Одновременно преподавала в Казанской консерватории. С 2001 г.— педагог Астраханской государственной консерватории.
Народная артистка РТ (1993).
В течение четырнадцати лет одной из ведущих солисток драматического плана была Е. Михайлова, оставившая яркий след в памяти казанских любителей оперы благодаря своему незаурядному таланту. Обаяние певицы заключалось прежде всего в ее необыкновенном голосе большого диапазона и чарующей красоты. Выразительная внешность — черноокая, с роскошными волосами, статная красавица как нельзя более подходила к исполнению ролей романтических оперных героинь. Однако Е. Михайлова для своего дебюта предложила оперу «Кармен». Проучившись два года в классе знаменитой И. Архиповой, очевидно, готовилась как меццо-сопрановая певица. Для роли Кармен певица в театре была необходима, выбору Михайловой не противились, дебют состоялся, но назвать его впечатляющим было нельзя. Не принесла актрисе удачи и роль Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова). Явно, трагические роли были не ее амплуа, не хватило ни мощи в голосе, ни актерского мастерства.
По-настоящему раскрылось дарование певицы в лирических сценах П. И. Чайковского — «Евгении Онегине». Забегая вперед надо сказать, что в партии Татьяны Е. Михайлова блистательно выступила также в США, в г. Портленд (штат Орегон), куда для участия в постановке этой оперы на языке оригинала она выезжала с замечательными партнерами из своего же театра: Н. Путилиным (Онегин), Г. Ластовкой (Ольга).
В жизни Елена Михайлова — своеобразный человек, довольно закрытый, на сцене же она раскрывалась, как бутон цветка навстречу солнцу, все чувства героини обнажались предельно: любовь и ревность, страдания и сострадание...
Судя по репертуарному списку певицы, предпочтение отдавала она психологической драме, ей были близки героини Чайковского (Лиза, Татьяна, Иоланта), веристские оперы («Богема», «Тоска» Пуччини), близка тема одиночества, предельно обнаженно звучащая в музыке этих сочинений. Разве не одинока Лиза («Пиковая дама») в окружении блестящего общества, толпы подруг, обожающего ее жениха? Не понятая никем Татьяна Ларина, отгороженная от мира полной слепотой Иоланта? И не потому ли потянулась к Демону Тамара — притяжение двух одиночеств было неизбежно. Красивый, сильный голос Е. Михайловой накрывал зрительный зал горячей волной неутолимой жажды любви и находил столь же горячий отклик.
Лучшие роли Е. Михайловой на оперной сцене — Лиза («Пиковая дама» Чайковского), Тоска («Тоска» Пуччини), Сента («Летучий голландец» Вагнера). Роль экспансивной итальянки, певицы Флории Тоски, была близка Михайловой, ее армянские корни и южный темперамент были подспорьем в работе над ролью. В «Тоске» певица успешно выступила в спектакле в Каракасе (Венесуэла), в Буэнос-Айресе (Аргентина) дважды спела Иоланту, на гастролях в Германии — Сенту.
Профессор Казанской консерватории, пристально следивший за этапами развития театра, ростом его молодых кадров, Г. М. Кантор писал после премьеры «Летучего голландца» (1991 г.): «Безусловным достижением Е. Михайловой явилась Сента. Ее проникновение в этот чарующий романтический образ с трагически-щемящей судьбой увлекает зрителя, голос ее богат обертонами, тонкими оттенками чувств. Может быть, она уж слишком покорна судьбе? Красивейшие пласты вагнеровской музыки (баллада Сенты, ее дуэт с Голландцем) стихийно захватывают публику...» Похвал театральной критики удостоилась также Амнерис Е. Михайловой в «Аиде» Верди.
Партнерами Е. Михайловой в спектаклях и концертах Шаляпинского фестиваля были именитые гастролеры: И. Архипова, Ю. Марусин, В. Пьявко. Е. Михайлова часто встречалась с членами Клуба любителей оперы, много лет существующим при театре, никогда не отказывалась принимать участие в шефских концертах. Популярность певицы у казанской публики была безусловной.
Р. Такташ
|
|