|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
МАХМУТОВ ХАЛИЛ ЗАКИЕВИЧ
Родился 10 марта 1939 г. в д. Катмыш Мамадышского района ТАССР. В 1966 г. окончил Казанское театральное училище и был принят в Республиканский передвижной театр (ныне театр им. К. Тинчурина). В 1975 г. заочно окончил истфилфак Казанского университета.
Заслуженный артист ТАССР (1982).
Народный артист ТАССР (1989).
Детство Халила Махмутова оказалось нелегкое, полное драматичными событиями. После советско-финской войны 1940 года небольшая часть территории Финляндии отошла к СССР. На эти земли перебрались переселенцы из разных регионов Советского Союза. В их числе оказалась семья Махмутовых. Но вскоре началась Отечественная война, отца мобилизовали в армию. Только что заселенный край завоевали фашисты, и татарские переселенцы стали выбираться из оккупированной территории. Однажды попали под бомбежку, и маленький Халил потерял маму. Его подобрала женщина, знакомая еще по довоенной деревне, решив, что мать мальчика погибла. Кое-как выбравшись из военного ада, женщина по пути сдала ребенка в детдом в Кировской области. Вернувшись в родную деревню, она рассказала, что семья Махмутовых погибла. Но вскоре домой вернулась оборванная, изнуренная, истощенная мать Халила. Только спустя два года, несколько придя в себя, мать отправляется на поиски сына и находит его в приюте.
Вот такой — полный драматизма, детского отчаяния и лишений — начальный период жизни Халила Махмутова. Наверное, именно эти годы заложили в нем сдержанный, твердый, несуетливый характер и в то же время открытую доброжелательность, правдивость, приветливость.
После войны, окончив семилетку в родном Катмыше, десятилетку в соседних Усалах, юноша приезжает в Казань и поступает в горное училище. После его окончания работает взрывником, экономистом, мастером, старшим мастером в Альметьевске, Уруссу. Как многие, участвует в спектаклях кружков художественной самодеятельности. Решив поменять профессию, поступил в театральное училище. Учился у замечательных актеров, режиссеров камаловского театра П. Исанбета, Р. Бикчантаева, Н. Гайнуллина. А после окончания училища оказался в Передвижном театре.
Коллектив его хорошо принял. Но самое главное — здесь он нашел свою лю-бовь — Исламию, с которой они создали крепкую, дружную семью, которая впоследствии приросла дочерьми, зятьями и внуками.
И в театре они долгие годы работали в одной бригаде, были партнерами в спектаклях, порой даже и на сцене исполняли роли супругов. Например в постановке «Вслед за дикими гусями» И. Юзеева Исламия играла Ясмину, а Халил — ее мужа Малика.
В других работах они исполняли роли возлюбленных.
В театре Махмутов оказался нужным актером. Выигрышные внешние данные — высокий рост, мягкий баритональный голос, сценическое обаяние. Его индивидуальности свойственны сдержанность, скупость внешних выразительных средств — черты характера, заложенные трудным детством. Вместе с тем актеру присущи и определенный аристократизм, и умение носить костюм персонажа любой эпохи. Поэтому, когда театр ставил зарубежную классику, Махмутову поручали главные роли. Скажем, Флориндо — «Слуга двух господ» К. Гольдони, Бенедикт — «Много шума из ничего» В. Шекспира. Среди героев актера был и простой русский парень Костя — «Чужой ребенок» В. Шкваркина, и рабочий — машинист Нил — «Мещане» М. Горького. За роль Нила Махмутов получил Диплом на Всесоюзном смотре молодых актеров.
Артист переиграл большое количество разнообразных персонажей в татарской драматургии: веселого, неунывающего балагура Хайретдина — «Молодые сердца» Ф. Бурнаша; степенного Биктемира с неоднозначным характером — «Потоки» Т. Гиззата; взрывного правдолюбца Туктарова — «Судьбы, избранные нами» Т. Миннуллина; отпетого негодяя и подлеца Ислама — «Приехала мама» Ш.Хусаинова (в театре спектакль шел под названием «Белое платье матери»); надменного, словно проглотившего палку Куренбия — «Пока течет Итиль» Н. Фаттаха; комичного, малограмотного распутника Карим бая — «Башмачки» Т. Гиззата и Дж. Файзи. Роль Карим бая была приурочена театром к 60-летнему юбилею актера.
Десятки ролей! Все они созданы талантом, умом, душой актера, отдавшего всю свою жизнь сцене — такой трудной, порой жестокой, но такой любимой.
И. Илялова
|
|