|
Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.
Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.
Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.
Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.
ЛАЦАНИЧ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ
(11 июля 1935 г., г. Ужгород Закарпатской области Украины — 17 июля 2003 г., г. Львов)
Оперно-симфонический дирижер, педагог. Окончил Львовскую государственную консерваторию (1961). Дирижер Львовского академического театра оперы и балета им. И. Франко (1962—1968), стажер-дирижер Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1968—1970), главный дирижер Донецкого русского театра оперы и балета (1970—1974); главный дирижер Львовского академического театра оперы и балета им. И. Франко (1975—1995); главный дирижер Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля (1995—2003).
Народный артист Украины (1979).
Народный артист РТ (2001).
И. В. Лацанича можно назвать выдающимся деятелем музыкального театра мирового уровня. Титаническая работа, проделанная им в театрах оперы и балета Европы и России во второй половине XX — начале XXI в., уникальна. Уже в 70-е годы, работая в Донецке и Львове, И. Лацанич начал сотрудничать с театрами Европы и России как дирижер-постановщик и участник многочисленных фестивалей и конкурсов. В Пражском национальном оперном театре поставил оперу М. Карминского «Десять дней, которые потрясли мир», дирижировал спектаклями «Бал-маскарад», «Кармен». В 1974 году участвовал в фестивале «Пражская весна», где дирижировал оперой «Евгений Онегин». Работал в Польше в театрах Варшавы, Вроцлава, Бытома, где поставил «Фауста», «Трубадура», «Тоску», восстановил оперу «Турандот». Одно лишь перечисление поражает многообразием интересов музыканта и широтой диапазона его деятельности. Будучи в течение двадцати лет главным дирижером театра им. И. Франко, И. Лацанич успевал многое сделать не только для родного театра и города, но и для европейских театров.
И. В. Лацанич являлся организатором и инициатором оперных фестивалей и вокальных конкурсов (им. С. Крушельницкой). Разработал и реализовал во Львове методику приобщения школьников к оперно-балетному искусству. Проводил концерты-мемориалы выдающихся певцов, уроженцев Западной Украины Крушельницкой, Мишуги, Менцинского, Голымского. Преподавал на кафедрах оперной подготовки в Львовской, Донецкой консерваториях. Гастролировал во многих театрах бывшей ГДР. В г. Печ (Венгрия) восстановил оперу Моцарта «Волшебная флейта». Участвовал в фестивалях им. С. Монюшко, Яна Кепуры, «Вердиниум», «Viva canto» (Польша), «Сибирском фестивале» в Красноярске. Работал в России, Бельгии, Голландии, Дании, Португалии, Болгарии, Германии, Франции, Венгрии.
В репертуаре дирижера свыше 130 опер, балетов, оперетт. Дирижер-постановщик опер «Война и мир», «Тангейзер», «Князь Игорь», «Демон», «Пиковая дама», «Черт и Кача», «Джоконда», «Отелло», «Трубадур», «Ярослав Мудрый», Юл. Мейтуса «Украденное счастье», всех балетов П.И. Чайковского, а также балетов «Спартак», «Медея», «Жизель», «Ромео и Джульетта».
В 1995 году маэстро приглашается в Казань. Широко образованный музыкант, прошедший отличную школу в лучших театрах страны, И. В. Лацанич к приходу в Татарский театр оперы и балета имел уже богатый опыт и обширный репертуар, что позволило ему быстро войти в текущую работу и завоевать признание коллектива и симпатии зрителей. Параллельно шла постановка нескольких спектаклей.
В качестве музыкального руководителя и главного дирижера Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля осуществил постановки опер: «Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди; «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, концертное исполнение «Сююмбике» Б. Мулюкова, балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Реквиема» Верди, балетов «Шопениана», «Кармен-сюита», «Вальпургиева ночь». Ежегодно выезжал на гастроли в страны Западной Европы: Голландию, Бельгию, Данию, Германию, Францию, Швейцарию, Португалию, Великобританию, где проводил и оперы, и балеты с неизменным успехом, о чем свидетельствуют выдержки из прессы.
«...Дирижер Игорь Лацанич — это человек, явно определяющий в музыке драматический эффект. Он не упустил ни одного смыслового ударения, ведя за собой солистов». («Берген оп Зоом», Голландия, о спектакле «Тоска»).
«Переполненный зал наслаждался великим произведением. Это заслуга солистов (без исключения мирового уровня) и оркестра». («Осе», Голландия, о спектакле «Риголетто»).
«...Что касается драматизма, то его более всего продемонстрировал оркестр. Ему удалось сыграть так, как и было задумано у Пуччини: был достигнут оптимальный баланс между студенческим весельем и поэзией души. Оркестр и хор — просто супер!!!» («ВТ», Дания, о спектакле «Богема»).
Подобными высказываниями изобилует не только зарубежная пресса, но и центральные газеты в период Шаляпинских и Нуриевских фестивалей, когда в театр съезжается много критиков из Москвы и Санкт-Петербурга.
Всё это результат кропотливой работы дирижера с оркестром и солистами. Лацанич уделял много внимания работе с кадрами: увеличив состав отдельных групп и пополнив их новыми талантливыми исполнителями, И.Лацанич достиг нового качественного звучания оркестра.
Особо нужно сказать о работе дирижера над национальным репертуаром. Богатый опыт работы с национальными авторами Игорь Лацанич приобрел уже на Украине, где его неоценимая помощь в создании современных произведений была общепризнанна.
В создании партитуры оперы Б. Мулюкова «Сююмбике» И.Лацанич принял самое деятельное участие. В июне 1999 года состоялось концертное исполнение оперы. На буклете, наряду с именем автора, значилось — «Музыкальная редакция Игоря Лацанича». Одной из последних постановок главного дирижера на татарской сцене явился балет казанского композитора Л. Любовского «Сказание о Иусуфе», совершенно новаторское сочинение на сюжет средневекового татарского поэта Кол Гали (автор либретто Р. Харис).
Огромные заслуги и при этом скромность и бескорыстие этого выдающегося музыканта поражают — народный артист Украины, получивший это звание в далеком 1979 году, не думал о званиях и почестях. Влюбленный в город своей студенческой юности (параллельно с консерваторией И. Лацанич также окончил исторический факультет Львовского университета), любивший тот, свой далекий театр, в который было вложено столько творческих сил, он оставался верен Казани в течение долгих восьми лет: его увлекала созидательная работа в новом для него коллективе, его удерживали здесь преданность и любовь артистов к своему главному дирижеру и, конечно, признание публики, почувствовавшей доверие к качественному росту театра в уверенных руках настоящего мастера.
Уехал Игорь Васильевич из Казани в очередной отпуск в конце сезона 2002—2003 гг. с тем, чтобы уже не возвращаться: контракт с театром был им сознательно заключен до 31 августа 2003 года, когда завершался отпуск.
5 июля 2003 года, за несколько дней до смерти, И. В. Лацанич дирижировал увертюрой к опере Р. Вагнера «Риенци» на сцене театра Национальная опера Украины им. Т. Шевченко.
До конца жизни И. В. Лацанич оставался главным дирижером ТАГТОиБ им. М. Джалиля. В личном деле главного дирижера театра стоит печальная запись: «Исключен из списка в связи со смертью. Дата увольнения — 18 июля 2003 года».
Работать с музыкой для Игоря Лацанича означало жить полноценной жизнью. У него было множество увлечений (фотография, путешевствия, художественное искусство — в его доме во Львове множество картин, нарисованных им в разные периоды жизни, книги), но музыка стояла особняком — выше всего остального. Рядом с ней — только близкие люди. Огромная любовь к матери и родному дому в Закарпатье, куда он старался «вырваться» как только позволял напряженный гастрольный график, вся жизнь, прожитая в одной семье, с супругой — народной артисткой и солисткой Львовского оперного театра Людмилой Божко-Лацанич и сыном Василием — неотъемлемая часть его жизни. Но и дома все было пронизано главным увлечением — большинство свободного времени и разговоров были посвящены МУЗЫКЕ.
В память о замечательном музыканте и благородном человеке в июле 2008 года на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля был исполнен «Реквием» Верди с участием известных артистов из разных театров России и ближнего зарубежья. Дирижировал Гинтарас Ринкявичус.
Р. Такташ
|
|