поиск новостей
  • 26.04 Ай, былбылым! Тинчурин театры, 18:30
  • 28.04 Хыялый. Тинчурин театры, 17:00
  • 29.04 Кияү урлау. Тинчурин театры, 18:30
  • 30.04 "Шан кызы" Кариев театры, 12:00,14:00,18:30
Бүген кемнәр туган
  • 25 Апрель
  • Асия Галиева - актриса
  • Халисә Мөдәррисова - шагыйрә
  • Сергей Скоморохов - мәдәният хезмәткәре
  • Тимур Акулов - дәүләт эшлеклесе
  • Лия Заһидуллина - журналист
  • Хәйдәр Хәлиуллин - эшмәкәр
  • Чулпан Зариф - язучы
  • Рөстәм Мөхәмов - көрәшче
  • Илгиз Шәкүров - журналист
  • Рөстәм Бакиров - табиб
  • Телэче районы Шэдке авылында йорт сатыла, барлык унайлыклары булган. 89534073195
  • ИСЭНМЕСЕЗ. ЭТЭЧ САТАМ . ТЕЛ 89053184712
  • Казаннын Яна-Савин районында урнашкан 2 булмэле фатирга бер кыз эзлим. Бэясе 6500 сум 89376001290
  • Ассаляму алейкум! Казанда, центрга якынрак булган гостинка яисэ булмэ снимать итергэ телим. Риелторсыз. 89872312932 (ватсап)
  • Казан. Дәүләт органына тәрҗемәче кирәк, рус-тат, тат-рус. Эшләү бары эш урынында гына, 9:00-18:00. Эш урыны шәһәр үзәгендә. З/п уртача 36000 сум. Тел.299-15-58
  • Жэйге язшы сыйфатлы Лукойл нефтегаз очен тегелгэн, бер дэ киелмэгэн спецодеждалар бар. Костюмнар чалбары белэн, чалбарлар серым да бар, 44 размеры резин итек 500 сумга, СУ уткэрми торган перчаткалар хэм башка эйберлэр. Барсы да Казанда Павлюхин урамында. Кыйммэт тугел. Шалтыратыгыз я ватсапка языгыз. 8 927 036 61 07
  • Исэнмесез! Биектау районы Станция куркачида 2 булмэле квартира сатыла 60 кв,м. Электричкага якын. Казанга 50 км. Тел 89625632681.шалтыратыгыз.
  • Никах, юбилей,Туган кон,балалар бэйрэмен,торле кичэлэрне алып барабыз.8-4кэ хэтле шалтыратта аласыз.89393453961
  • Чистаидан иорт сатып Алам чистаинын узенэн 89274905164
  • 1 булмэле фатир моселман гаилэсенэ озак вакытка арендага бирелэ ЖК Салават купере. Собственник ( риелтор тугел!!!)89509488227.
Архив
 
Народные артисты СССР, РФ, РТ

Народные артисты СССР, РФ, РТ

Казань, Издательство «Магариф-Вакыт», 2011.

Руководитель проекта и автор-составитель – член Союза писателей РТ, лауреат премии им. Дж.Валиди И.Илялова.

Издание подготовлено под руководством издателя и писателя М.Валеева.

Первая книга «Народные артисты» (СССР, РСФСР, ТАССР) об актерах, работавших и работающих в Татарстане была издана в 1980 году. За прошедшие три десятилетия около 200 новых актеров удостоены званий народных артистов России и Татарстана. В эту книгу вошли артисты всех татарских, русских драматических, кукольных театров республики, актеры театра оперы и балета. За пределами данной книги остались артисты эстрады, педагоги творческих учебных заведений и др., так как в один том вместить более 200 имен не представляется возможным. О них должна быть создана другая книга.

ЛАЦАНИЧ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

(11 июля 1935 г., г. Ужгород Закарпатской области Украины — 17 июля 2003 г., г. Львов)

Оперно-симфонический дирижер, педагог. Окончил Львовскую государственную консерваторию (1961). Дирижер Львовского академического театра оперы и балета им. И. Франко (1962—1968), стажер-дирижер Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1968—1970), главный дирижер Донецкого русского театра оперы и балета (1970—1974); главный дирижер Львовского академического театра оперы и балета им. И. Франко (1975—1995); главный дирижер Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля (1995—2003).

Народный артист Украины (1979).

Народный артист РТ (2001).

И. В. Лацанича можно назвать выдающимся деятелем музыкального театра мирового уровня. Титаническая работа, проделанная им в театрах оперы и балета Европы и России во второй половине XX — начале XXI в., уникальна. Уже в 70-е годы, работая в Донецке и Львове, И. Лацанич начал сотрудничать с театрами Европы и России как дирижер-постановщик и участник многочисленных фестивалей и конкурсов. В Пражском национальном оперном театре поставил оперу М. Карминского «Десять дней, которые потрясли мир», дирижировал спектаклями «Бал-маскарад», «Кармен». В 1974 году участвовал в фестивале «Пражская весна», где дирижировал оперой «Евгений Онегин». Работал в Польше в театрах Варшавы, Вроцлава, Бытома, где поставил «Фауста», «Трубадура», «Тоску», восстановил оперу «Турандот». Одно лишь перечисление поражает многообразием интересов музыканта и широтой диапазона его деятельности. Будучи в течение двадцати лет главным дирижером театра им. И. Франко, И. Лацанич успевал многое сделать не только для родного театра и города, но и для европейских театров.

И. В. Лацанич являлся организатором и инициатором оперных фестивалей и вокальных конкурсов (им. С. Крушельницкой). Разработал и реализовал во Львове методику приобщения школьников к оперно-балетному искусству. Проводил концерты-мемориалы выдающихся певцов, уроженцев Западной Украины Крушельницкой, Мишуги, Менцинского, Голымского. Преподавал на кафедрах оперной подготовки в Львовской, Донецкой консерваториях. Гастролировал во многих театрах бывшей ГДР. В г. Печ (Венгрия) восстановил оперу Моцарта «Волшебная флейта». Участвовал в фестивалях им. С. Монюшко, Яна Кепуры, «Вердиниум», «Viva canto» (Польша), «Сибирском фестивале» в Красноярске. Работал в России, Бельгии, Голландии, Дании, Португалии, Болгарии, Германии, Франции, Венгрии.

В репертуаре дирижера свыше 130 опер, балетов, оперетт. Дирижер-постановщик опер «Война и мир», «Тангейзер», «Князь Игорь», «Демон», «Пиковая дама», «Черт и Кача», «Джоконда», «Отелло», «Трубадур», «Ярослав Мудрый», Юл. Мейтуса «Украденное счастье», всех балетов П.И. Чайковского, а также балетов «Спартак», «Медея», «Жизель», «Ромео и Джульетта».

В 1995 году маэстро приглашается в Казань. Широко образованный музыкант, прошедший отличную школу в лучших театрах страны, И. В. Лацанич к приходу в Татарский театр оперы и балета имел уже богатый опыт и обширный репертуар, что позволило ему быстро войти в текущую работу и завоевать признание коллектива и симпатии зрителей. Параллельно шла постановка нескольких спектаклей.

В качестве музыкального руководителя и главного дирижера Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля осуществил постановки опер: «Травиата», «Риголетто», «Аида» Дж. Верди; «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Богема» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе, концертное исполнение «Сююмбике» Б. Мулюкова, балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Реквиема» Верди, балетов «Шопениана», «Кармен-сюита», «Вальпургиева ночь». Ежегодно выезжал на гастроли в страны Западной Европы: Голландию, Бельгию, Данию, Германию, Францию, Швейцарию, Португалию, Великобританию, где проводил и оперы, и балеты с неизменным успехом, о чем свидетельствуют выдержки из прессы.

«...Дирижер Игорь Лацанич — это человек, явно определяющий в музыке драматический эффект. Он не упустил ни одного смыслового ударения, ведя за собой солистов». («Берген оп Зоом», Голландия, о спектакле «Тоска»).

«Переполненный зал наслаждался великим произведением. Это заслуга солистов (без исключения мирового уровня) и оркестра». («Осе», Голландия, о спектакле «Риголетто»).

«...Что касается драматизма, то его более всего продемонстрировал оркестр. Ему удалось сыграть так, как и было задумано у Пуччини: был достигнут оптимальный баланс между студенческим весельем и поэзией души. Оркестр и хор — просто супер!!!» («ВТ», Дания, о спектакле «Богема»).

Подобными высказываниями изобилует не только зарубежная пресса, но и центральные газеты в период Шаляпинских и Нуриевских фестивалей, когда в театр съезжается много критиков из Москвы и Санкт-Петербурга.

Всё это результат кропотливой работы дирижера с оркестром и солистами. Лацанич уделял много внимания работе с кадрами: увеличив состав отдельных групп и пополнив их новыми талантливыми исполнителями, И.Лацанич достиг нового качественного звучания оркестра.

Особо нужно сказать о работе дирижера над национальным репертуаром. Богатый опыт работы с национальными авторами Игорь Лацанич приобрел уже на Украине, где его неоценимая помощь в создании современных произведений была общепризнанна.

В создании партитуры оперы Б. Мулюкова «Сююмбике» И.Лацанич принял самое деятельное участие. В июне 1999 года состоялось концертное исполнение оперы. На буклете, наряду с именем автора, значилось — «Музыкальная редакция Игоря Лацанича». Одной из последних постановок главного дирижера на татарской сцене явился балет казанского композитора Л. Любовского «Сказание о Иусуфе», совершенно новаторское сочинение на сюжет средневекового татарского поэта Кол Гали (автор либретто Р. Харис).

Огромные заслуги и при этом скромность и бескорыстие этого выдающегося музыканта поражают — народный артист Украины, получивший это звание в далеком 1979 году, не думал о званиях и почестях. Влюбленный в город своей студенческой юности (параллельно с консерваторией И. Лацанич также окончил исторический факультет Львовского университета), любивший тот, свой далекий театр, в который было вложено столько творческих сил, он оставался верен Казани в течение долгих восьми лет: его увлекала созидательная работа в новом для него коллективе, его удерживали здесь преданность и любовь артистов к своему главному дирижеру и, конечно, признание публики, почувствовавшей доверие к качественному росту театра в уверенных руках настоящего мастера.

Уехал Игорь Васильевич из Казани в очередной отпуск в конце сезона 2002—2003 гг. с тем, чтобы уже не возвращаться: контракт с театром был им сознательно заключен до 31 августа 2003 года, когда завершался отпуск.

5 июля 2003 года, за несколько дней до смерти, И. В. Лацанич дирижировал увертюрой к опере Р. Вагнера «Риенци» на сцене театра Национальная опера Украины им. Т. Шевченко.

До конца жизни И. В. Лацанич оставался главным дирижером ТАГТОиБ им. М. Джалиля. В личном деле главного дирижера театра стоит печальная запись: «Исключен из списка в связи со смертью. Дата увольнения — 18 июля 2003 года».

Работать с музыкой для Игоря Лацанича означало жить полноценной жизнью. У него было множество увлечений (фотография, путешевствия, художественное искусство — в его доме во Львове множество картин, нарисованных им в разные периоды жизни, книги), но музыка стояла особняком — выше всего остального. Рядом с ней — только близкие люди. Огромная любовь к матери и родному дому в Закарпатье, куда он старался «вырваться» как только позволял напряженный гастрольный график, вся жизнь, прожитая в одной семье, с супругой — народной артисткой и солисткой Львовского оперного театра Людмилой Божко-Лацанич и сыном Василием — неотъемлемая часть его жизни. Но и дома все было пронизано главным увлечением — большинство свободного времени и разговоров были посвящены МУЗЫКЕ.

В память о замечательном музыканте и благородном человеке в июле 2008 года на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля был исполнен «Реквием» Верди с участием известных артистов из разных театров России и ближнего зарубежья. Дирижировал Гинтарас Ринкявичус.


 Р. Такташ
 

▲ Өскә
Матбугат-инфо
Матбугат.ру
Ватаным Татарстан
Шәһри Казан
Бердәмлек
Рәшит Ваһапов фестивале
Камал театры
Тинчурин театры
Татар дәүләт филармониясе
Ирек мәйданы
Татарстан яшьләре
Кариев театры
Идел
Өмет
Татарстан китап нәшрияты
Милли Музей
Шаян
Татаркино
Ханский дом
Татар телен һәм ТР яшәүче халыклар вәкилләренең<br />туган телләрен саклау, үстерү мәсьәләләре комиссиясе
«Элита»